Полунощница – это одна из служб суточного богослужебного круга, которая посвящена грядущему Пришествию Иисуса Христа и Страшному суду. В рамках статьи рассмотрим, что такое полунощница в православии, а также приведем ее пасхальное чинопоследование.
История появления
В православии полунощница — это особое богослужение, которое проводится в ночное время между полуночью и рассветом. Длительность службы может быть различной, но обычно она составляет около двух часов. Каждое богослужение в Церкви глубоко символично и посвящено тому или иному событию Священной истории или вероучительному аспекту. Совершая полунощницу, молящиеся вспоминают об обетовании грядущего пришествия Иисуса Христа и Страшного суда, обещанного людям.
Появление полунощницы в православном богослужебном круге связано с древней христианской традицией ночной молитвы перед важными праздниками. Первые упоминания о ней встречаются уже в III-IV веках. Впоследствии, в IX-X веках, полунощница приобрела более постоянный характер в богослужебной практике православной церкви. Был установлен ее особый чин. В разное время и в различных церквях полунощница могла иметь свои отличительные особенности, но общая идея ожидания и подготовки к важному церковному событию оставалась неизменной.
В русском православии чин этого богослужения был сформирован к XIV веку. Упоминания о нем содержатся в Часослове, изданном в этот период.
Состав и виды полунощницы
В Русской православной церкви существует несколько видов полунощницы, которые проводятся в различные дни богослужебного цикла и имеют свои отличительные особенности. Вкратце рассмотрим их:
- Вседневная
Особая служба, проводимая ежедневно в вечернее или ночное время. В отличие от полунощниц перед праздниками, которые проводятся только по определенному поводу, вседневная осуществляется регулярно, без привязки к конкретному празднику. При этом в современной приходской практике она отсутствует, но в некоторых монастырях полунощницу, как часть суточного круга, совершают всегда.
Такая служба является своего рода дополнением к основным богослужениям вечерни и утрени. Вседневная полунощница состоит из чтения Псалмов, Символа веры, «Отче наш», а также пение тропарей о втором пришествии Спасителя.
- Субботняя
Целью субботней полунощницы является подготовка верующих к участию в воскресном богослужении – основном в недельном круге служб в храме. Состав ее схож со вседневной, но поются другие тропари, а также читают 9-ю кафизму из псалтыри.
- Воскресная
В православии воскресная полунощница — служба, которая проводится в ночь перед воскресным днем. Она является своеобразной подготовкой перед воскресным богослужением. Во время этой службы вместо тропарей читаются ипакои, а вместо Символа веры пропевается молитва ко Пресвятой Троице.
- Пасхальная
На сегодня Пасхальная полунощница является единственной, которая служится в приходских храмах. Она является одной из самых торжественных служб в году. Пасхальная полуночница всегда проводится в ночь с субботы на воскресенье Пасхи и является неотъемлемой частью пасхального богослужения с его торжественным настроем.
В то же время, по сути, она является последним богослужением Великой Субботы и всей Страстной седмицы. Служба как бы предваряет празднество Пасхи.
Чин полунощницы
Православные верующие слышат Пасхальную полунощницу каждый год, встречая светлый праздник Пасхи. Вкратце рассмотрим основное ее последование.
Как правило, в храмах эту службу начинают не позднее 23:00 субботы перед Пасхой и заканчивают в полночь, однако в каждой епархии имеют место свои особенности в богослужебной практике.
- Начинается полунощница при закрытых Царских вратах и завесе. Иерей предваряет ее возгласом «Благословен Бог наш…», а далее хор читает молитвы с Трисвятого по «Отче наш». Далее – «Приидите поклонимся…» три раза, а затем читается 50-й псалом, начинающийся со слов «Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей».
- На этом первый, предварительный этап полунощницы заканчивается и начинается основная часть службы – канон Великой субботы. Первый ирмос канона начинается словами «Волною морскою», а завершает его ирмос «Не рыдай о мне, Мать, видя во гробе Сына».
Момент пения последнего ирмоса канона Великой субботы окружен особым ореолом торжественности. Во время него священники храма переносят Плащаницу, которая находилась в храме, в алтарь, где она будет находиться на Престоле 40 дней – вплоть до праздника Вознесения Господня. Это действие посвящено евангельским событиям после Воскресения Христова, когда Господь пребывал со своими учениками, готовя их к проповеди Евангелия всеми миру.
- Заключительная часть полунощницы включает в себя чтение малой сугубой ектеньи («Помилуй нас, Боже»), а затем происходит отпуст Великой субботы («Иже нас ради и нашего ради спасения»).
После отпуста заканчивается круг богослужений Страстной Седмицы и начинается Светлая Пасхальная Заутреня, которая предваряется пением стихиры «Воскресение Твое, Христе Спасе, ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити». Это молитвой православные встречают светлую Пасху.