Полунощница – что это такое?

Полунощница – это одна из служб суточного богослужебного круга, которая посвящена грядущему Пришествию Иисуса Христа и Страшному суду. В рамках статьи рассмотрим, что такое полунощница в православии, а также приведем ее пасхальное чинопоследование.

История появления

Полунощница

В православии полунощница — это особое богослужение, которое проводится в ночное время между полуночью и рассветом. Длительность службы может быть различной, но обычно она составляет около двух часов. Каждое богослужение в Церкви глубоко символично и посвящено тому или иному событию Священной истории или вероучительному аспекту. Совершая полунощницу, молящиеся вспоминают об обетовании грядущего пришествия Иисуса Христа и Страшного суда, обещанного людям.

Появление полунощницы в православном богослужебном круге связано с древней христианской традицией ночной молитвы перед важными праздниками. Первые упоминания о ней встречаются уже в III-IV веках. Впоследствии, в IX-X веках, полунощница приобрела более постоянный характер в богослужебной практике православной церкви. Был установлен ее особый чин. В разное время и в различных церквях полунощница могла иметь свои отличительные особенности, но общая идея ожидания и подготовки к важному церковному событию оставалась неизменной.

В русском православии чин этого богослужения был сформирован к XIV веку. Упоминания о нем содержатся в Часослове, изданном в этот период.

Состав и виды полунощницы

Полунощница в храме

В Русской православной церкви существует несколько видов полунощницы, которые проводятся в различные дни богослужебного цикла и имеют свои отличительные особенности. Вкратце рассмотрим их:

  1. Вседневная

Особая служба, проводимая ежедневно в вечернее или ночное время. В отличие от полунощниц перед праздниками, которые проводятся только по определенному поводу, вседневная осуществляется регулярно, без привязки к конкретному празднику. При этом в современной приходской практике она отсутствует, но в некоторых монастырях полунощницу, как часть суточного круга, совершают всегда.

Такая служба является своего рода дополнением к основным богослужениям вечерни и утрени. Вседневная полунощница состоит из чтения Псалмов, Символа веры, «Отче наш», а также пение тропарей о втором пришествии Спасителя.

  1. Субботняя

Целью субботней полунощницы является подготовка верующих к участию в воскресном богослужении – основном в недельном круге служб в храме. Состав ее схож со вседневной, но поются другие тропари, а также читают 9-ю кафизму из псалтыри.

  1. Воскресная

В православии воскресная полунощница — служба, которая проводится в ночь перед воскресным днем. Она является своеобразной подготовкой перед воскресным богослужением. Во время этой службы вместо тропарей читаются ипакои, а вместо Символа веры пропевается молитва ко Пресвятой Троице.

  1. Пасхальная

На сегодня Пасхальная полунощница является единственной, которая служится в приходских храмах. Она является одной из самых торжественных служб в году. Пасхальная полуночница всегда проводится в ночь с субботы на воскресенье Пасхи и является неотъемлемой частью пасхального богослужения с его торжественным настроем.

В то же время, по сути, она является последним богослужением Великой Субботы и всей Страстной седмицы.  Служба как бы предваряет празднество Пасхи.

Чин полунощницы

Полунощница служба

Православные верующие слышат Пасхальную полунощницу каждый год, встречая светлый праздник Пасхи. Вкратце рассмотрим основное ее последование.

Как правило, в храмах эту службу начинают не позднее 23:00 субботы перед Пасхой и заканчивают в полночь, однако в каждой епархии имеют место свои особенности в богослужебной практике.

  • Начинается полунощница при закрытых Царских вратах и завесе. Иерей предваряет ее возгласом «Благословен Бог наш…», а далее хор читает молитвы с Трисвятого по «Отче наш». Далее – «Приидите поклонимся…» три раза, а затем читается 50-й псалом, начинающийся со слов «Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей».
  • На этом первый, предварительный этап полунощницы заканчивается и начинается основная часть службы – канон Великой субботы. Первый ирмос канона начинается словами «Волною морскою», а завершает его ирмос «Не рыдай о мне, Мать, видя во гробе Сына».

Момент пения последнего ирмоса канона Великой субботы окружен особым ореолом торжественности. Во время него священники храма переносят Плащаницу, которая находилась в храме, в алтарь, где она будет находиться на Престоле 40 дней –  вплоть до праздника Вознесения Господня. Это действие посвящено евангельским событиям после Воскресения Христова, когда Господь пребывал со своими учениками, готовя их к проповеди Евангелия всеми миру.

  • Заключительная часть полунощницы включает в себя чтение малой сугубой ектеньи («Помилуй нас, Боже»), а затем происходит отпуст Великой субботы («Иже нас ради и нашего ради спасения»).

После отпуста заканчивается круг богослужений Страстной Седмицы и начинается Светлая Пасхальная Заутреня, которая предваряется пением стихиры «Воскресение Твое, Христе Спасе, ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити». Это молитвой православные встречают светлую Пасху.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий