Монашеский постриг – это церковный обряд, при котором человек, принявший твердое решение стать монахом, дает Господу пожизненные обеты. К исполнению обетов монах получает дар содействующей Благодати Божьей.
Как постригают в монахи?

Каждый обряд Церкви описан в соответствующих канонах, чтобы его соблюдение было единообразно во всех храмах в любых уголках земли. Чин пострижения в монашествующего находится в Великом Требнике.
Существует три степени посвящения:
- Рясофор;
- Мантия или малая схима;
- Схима или великая схима.
Каждой из этих степеней при постриге соответствует определенный чин. Рассмотрим каждый по-отдельности:
Последование во одеяние рясы и камилавки
Пострижение в рясофор является в некоторой степени, подготовительным этапом для будущего перехода в схиму.
При этом обряде совершаются определенные молитвы и крестообразно постригаются волосы. Имя постригаемого может быть изменено или остается прежним. Во время этого обряда не произносятся обеты, но на стадии подготовки к пострижению, человек узнает, что его свободное по своей воле вступление на путь монашества является выраженным обещанием Господу того, что он будет жить непорочно.
Новоявленный монах облачается в рясу и головной убор – клобук. Теперь он называется рясофорный монах или инок.
Последование малой схимы
Пострижение в малую схиму (мантию) сопровождается принятием обетов перед Господом, которые заключаются в нестяжании, послушании и девстве. Нестяжание означает то, что человек отказывается от мирских благ, имущественной привязанности, любви к материальной части жизни. Это необходимо для того, чтобы избавиться от многозаботливости, суеты. Если же у него есть какое-то имущество, то к нему нужно относиться так, как будто оно дано взаймы.
Девство заключается в целомудрии. Это не только безбрачие, но и способность «целостно мудрствовать», то есть полагаться во всем на ту мудрость, что дает Божья Благодать. Воля и разум отсекаются, инок во всем полагается на Бога.
Обет послушания включает в себя смирение, неспорливость. Это видится так, что свою волю монах старается максимально приблизить к Божьей воле.
После пострига в мантию монаху нарекается новое имя, он одевает монашеские одежды и с этого времени называется монахом или мантийным монахом.
Последование Великой схимы (высшая степень монашества)
При принятии Великой схимы обряд совершается так же, как и прежние чины, особыми молитвами, пострижением волос. Но чин этого обряда обставлен с большей строгостью и торжественностью. Монах дает те же самые обеты, но ради соединения с Богом всеми своими мыслями и чувствами, абсолютного отчуждения от мирских дел, постригаемый обещает строжайшее исполнение данных ранее обетов.
К завершению обряда пострига в великую схиму, мантийный монах получает другое имя, облачается в особое схимническое одеяние – куколь (схима). И с этого момента именуется схимонахом или схимником.
Как проходит пострижение в храме?

Настоятель обители монастыря или иной совершитель пострига, который должен быть иереем-монахом, получившим благословение архиерея или сам архиерей – совершает постриг.
В притворе храма при всей монастырской братии, находится постригаемый. На нем должна быть надета только белоснежная рубаха до пят, которая символизирует чистоту и смирение. Решивший стать монахом, ползком, на коленях, двигается от входа в храм до алтаря. У алтаря настоятель помогает ему встать на ноги. После этого начинаются вопросы, которые предполагают ответы в виде даваемых обетов. Кроме указанных выше обетов нестяжания, послушания и девства, дается обед не покидать обитель до конца дней.
Так как монах становится воином Господа, то обеты в преодолении греха и победы в духовной борьбе даются им «перед строем», в присутствии всего монашеского воинства.
Только после этого совершается действо, которое послужило названием обряда – пострижение волос.
Это символизирует покорность и жертву. Так монах отказывается от всего земного и от собственной воли. Церковь полагает, что при этом незримо лицезреет обряд Сам Господь.
Перед пострижением будущий монах сам подает ножницы, но настоятель дважды отказывается их принять, чтобы испытать твердость его решения. Наконец, со словами «От руки Христовой принимаешь их», берет ножницы и кладет на Евангелие. После этого крестообразно состригает со словами «Во имя отца и Сына и Святого Духа».
После этого происходит облачение, при этом монашеские одежды именуются как доспехи воина Господня.
Затем наступает завершающий этап – братское целование. Каждый присутствующий подходит к новоиспеченному монаху с вопросом «Как твое имя, брат?» Он называет свое новое имя, трижды обнимается с подошедшим, соединив руки в рукопожатии.
После пострижения монаха на несколько дней оставляют в покое, чтобы он мог побыть с Господом, а ночи он может проводить один в храме для молитвы.
Что означает принятие монашества?

Христианин, принявший монашество во время обряда под действием Божьей Благодати, Святого Духа, внутренне перерождается, духовное состояние необратимо меняется. Он в течение нескольких минут становится другим человеком. Именно поэтому монах получает другое имя, которое может начинаться с той же буквы, что и прежнее имя. Чаще всего имена дают в соответствии с церковным календарем по имени святого, память которого празднуется в этот день.
Значение монашества для человечества невозможно переоценить. Даже во времена гонений и безбожия, воины Господа вели духовную борьбу с дьяволом, сохраняя Церковь, Веру и Отечество в неприкосновенности и чистоте.
Какой документ выдается тому человеку, кто принял монашество?