Празднословие — что это за грех в православии?

Потребность в общении – природное свойство человека. Люди обмениваются новостями, сообщают друг другу собственные мысли, делятся радостью и горем – недаром одна из важнейших задач психолога – дать возможность выговориться. Между тем, каждый замечал, как утомляет, опустошает душу пустая болтовня. Где же проходит та тонкая грань, которая отделяет естественную необходимость от греха празднословия?

Что означает?

Празднословие

Понятие «празднословие» имеет два корня – это «праздность» и «слово». Словесность –важнейшее качество, которое отличает человека от всех живых существ на земле – само по себе нейтрально. «Праздность» происходит от слова «праздник», то есть время ничего неделания. В сущности, и это состояние нормально – разумный отдых необходим.

Откуда берется?

Однако, приглядевшись к себе повнимательнее, нетрудно заметить, что, когда мы по-настоящему захвачены интересной идеей или важным делом, нам совсем не хочется тратить время на болтовню. Именно в свободную минуту мы звоним знакомым, чтобы обменяться новостями, а дальше, в процессе разговора, доброжелательная беседа или нейтральное обсуждение как-то незаметно переходят в откровенные сплетни, осуждение, а то и в злословие – а это уже очевидные грехи.

Схиигумен Псково-Печерского монастыря Савва (Остапенко) однажды заметил, что праздные слова порой можно сказать под весьма благовидным предлогом. Например, если один человек спрашивает у другого о его здоровье. Чтобы ответить на вопрос о том, на пользу душе этот вопрос или нет, надо отследить его мотивацию.

Так, если спрашивающий готов в самом деле помочь больному: сходить за лекарством, сделать уборку, наконец, дать дельный совет по лечению или организовать консультацию у хорошего специалиста, то это поможет человеку реально справиться с ситуацией.

Однако гораздо чаще вместо этого звучат лицемерные сочувствия, «ничего не значащие и бесцельные», но при этом у инициатора разговора возникает иллюзия проявления заботы о ближнем, которая рождает ложное чувство собственной значимости и добродетельности.

Что это за грех празднословия в православии?

Протоиерей Валентин Мордасов о празднословии

Грехам, связанным со словом, христианство всегда уделяло самое пристальное внимание. Недаром апостол Иаков в своем послании сравнивает язык с маленькой искрой, способной зажечь лес – так самый безобидный разговор способен трансформироваться в серьезный конфликт.

Именно поэтому празднословие в православии считается одним из фундаментальных грехов, то есть таких, из которых рождаются многие другие духовные недуги: сквернословие, хвастовство, превозношение, злоречие, осуждение, насмешки, зависть, самопревозношение… При желании, честно заглянув себе в душу, этот список может продолжить каждый из нас применительно к себе.

В Евангелии от Матфея Спаситель говорит предельно ясно о том, что на Страшном Суде каждому из нас предстоит ответить «за всякое праздное слово» – никому не удастся избежать мытарств.

Занятное наблюдение сделал схиигумен Савва (Остапенко). Однажды он подсчитал, что в среднем на прочтение молитвы «Отче наш» требуется от одной до полутора минут. Значит, за это время человек произносит больше сотни слов; соответственно, за час – не меньше шести–девяти тысяч, а за месяц – более тридцати миллионов. Если каждое пустое слово превратить в песчинку, то нетрудно представить, какая именно чаша весов перевесит на Страшном Суде.

Последствия
Преподобный Нил Синайский о празднословии

К названным грехам, которые рождают страсть празднословия, нужно добавить еще одну проблему современности. Сегодня человек каждый день получает огромный объем информации – истинной и ложной, нужной и совершенно излишней. У многих из нас в домах, оправдывая мысль о необходимости быть в курсе новостей, непрерывно работают телевизор или радио, транслируя порой откровенную глупость или пошлость.

В большинстве случаев мы беззащитны перед этим валом словесного и визуального хлама, и проглатываем его, подобно фастфуду, не успев (и не желая!) обдумать и усвоить. Эти «непереваренные» мысли мы извергаем из себя, производя тот же мусор, который получили совсем недавно.

В итоге не только опустошается наша душа, но и в информационное пространство вбрасываются давно набившие оскомину фейки, содержащие ложь, а порой и откровенную клевету, способную, в свою очередь, принесли немало зла людям, которые нам порой совершенно незнакомы.

Святые отцы о празднословии

Преподобный Исихий Иерусалимский о празднословии

Над этой темой размышляли и святые отцы Древней церкви, и современные богословы. В великопостной молитве преподобный Ефрем Сирин изобличает «духа празднословия». В своих сочинениях он не раз обращался к этой проблеме. Так, он заметил, что отличить нужное слово от пустого можно по одному признаку: оно «учит делать доброе, а само не делает». Этот же святой сделал очень важное наблюдение, предупреждая о том, что «с [пустым] словом расхищается сердце».

Святитель Василий Великий учил так отличать полезное слово от праздного: последнее «не клонится к предложенной о Господе потребе». Он полагал, что опасность, исходящая от него, оскорбляет Святого Духа, даже если и сказано оно «хорошо, но не направлено к созиданию веры».

Святитель Иоанн Златоуст прямо призывал вместо безрассудных слов произносить молитвы.

Как избавиться от греха празднословия?

Священномученик Серафим (Чичагов) о пустословии

В современной православной литературе содержится немало советов священников по поводу того, как справляться со склонностью к празднословию. Во-первых, необходимо осознать в себе этот порок и понаблюдать за собой – порой сам процесс говорения вызывает у людей удовольствие.

После осознания нужно ежедневно совершать, пусть совсем небольшие, но реальные поступки для освобождения от греховной страсти:

  • прежде чем озвучить мысль, следует обдумать ее;
  • полезно ограничивать любопытство (получать только ту информацию, которая действительно необходима в данный момент, отделяя ее от лишней);
  • лучше не отвечать на вопрос больше, чем в нем содержится;
  • следует тщательно подбирать тему для разговора, избегая «словесной шелухи»;
  • если нет возможности прервать праздный разговор, мысленно повторять слова короткой молитвы;
  • по возможности (если нет профессиональной или бытовой необходимости говорить) выделять время для полного молчания, избегая даже внутренних диалогов с воображаемым собеседником.

Разумеется, мгновенно освободиться от празднословия не удастся – подобных иллюзий строить не стоит, как и не нужно впадать в уныние от зрелища собственного духовного несовершенства. Святитель Феофан Затворник (Говоров) советовал при каждом «срыве» анализировать ситуацию.

Сегодня этому могут помочь социальные сети и мессенджеры – сейчас многие ведут активную переписку. Иногда бывает полезно прочесть написанное, чтобы еще раз убедиться в том, насколько засорена наша речь праздными словами, пустословием и сделать для себя полезные выводы.

Очень важно не полагаться на собственные силы, а просить помощи у Бога. Тщательно обдумав все ситуации и мотивы, которые побуждают человека опять и опять впадать в празднословие, составить исповедь и прибегнуть к церковному Таинству покаяния.

Конечно, первый раз в жизни сделать это будет очень непросто, но если постепенно, по каплям «выдавливать из себя раба» греха празднословия, и заменять время, потраченное на болтовню, молитвой, то благоприятные последствия для души станут очевидны.

Видео

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (4 оценок, среднее: 3,00 из 5)
Загрузка...
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий