Пророк — кто это такой?

Пророк — это проповедник и истолкователь воли Божией, провидец. Пророчества, несомненно, занимают важное место в Священной  истории, однако христианское к ним отношение разительно отличается от того, что в него вкладывают наши современники. Согласно установлениям Церкви, пророк – вовсе не предсказатель или прорицатель, а избранник самого Бога, который, руководимый Им, оглашает людям волю Создателя и наставляет их на исполнение Божиих заповедей. При этом образы, которые передаются через пророка, могут касаться как современных ему событий, так и явлений будущего.

Значение слова пророк

Пророк Илия

Русское слово «пророк» происходит от греческого προφήτης («профетес»), что означает «прорицатель». В Древней Греции схожим названием именовали оракулов и провидцев. Во время перевода иудейских книг на греческий язык именно это слово было использовано для обозначения части ветхозаветных деятелей. Корпус Септуагинты стал основой для дальнейших переводов Ветхого Завета на другие языки в уже христианскую эпоху. Так, слово «пророк» было адаптировано для церковнославянских текстов, впоследствии приобретя современное написание и значение.

В то же время в оригинальных еврейских текстах, составляющих корпус современного Ветхого Завета, пророчествующие названы словом «нави». На современный русский его можно перевести как «провозвестник», «глашатай». Простыми словами, пророк – это человек, объявляющий чью-то волю.

Таким образом, греческий перевод еврейского слова, попавший во многие европейские языки, не совсем точно отражает его изначальное значение. При этом в оригинальных текстах Ветхого Завета можно встретить и иные именования пророков, как то: «хозэ» или роэ («прозорливец»). Иногда для них и вовсе не встречается отдельного слова, а Священное Писание именует пророка как «человек Божий».

Пророки в Библии

Пророки Аарон, Гедеон и Иезекииль

Библия – совокупность Священных текстов, написанных в различные эпохи совершенно разными людьми. Корпус книг Ветхого Завета повествует нам об истории человечества и еврейского народа до пришествия в мир Спасителя. Вся суть его заключается в подготовке к этому событию, поэтому значение ветхозаветных текстов нельзя недооценивать.

Православная библеистика все книги, относящиеся к Ветхому Завету, выделяет в четыре группы:

  • законоположительные;
  • исторические;
  • учительные;
  • пророческие.

Согласно православному учению, ветхозаветные пророки были провозвестниками воли Божией еврейскому народу в периоды его отступления от Единого Бога или при подверженности порокам его властителей. В то же время в словах каждого из них имеются опосредованные или явные свидетельства грядущего пришествия Мессии-Христа.

В православной Библии выделяют 17 пророческих книг (плюс две неканонические), написанных самими пророками или составленных в виде их жизнеописаний. В то же время Церковь особо выделяет 16 пророков. Среди них четыре считаются «великими»:

  • Исайя;
  • Иеремия;
  • Иезекииль;
  • Даниил.

12 пророков называют «Малыми», среди них:

  • Осия;
  • Наум;
  • Иоиль;
  • Аввакум;
  • Амос;
  • Софония;
  • Авдий;
  • Аггей;
  • Иона;
  • Захария;
  • Михей;
  • Малахия.

Наименование «великий» и «малый» отражает лишь объем книги конкретного пророка, а не степень его святости или пророческого дара.

В Новом Завете выделяется лишь одна книга подобного рода – Откровение Иоанна Богослова. Апостол Иоанн в конце своей жизни сподобился видения событий, связанных с концом этого мира и вторым пришествием Спасителя. Существует ряд иных книг с попытками описания будущего века, не вошедших в новозаветный канон (апокрифы). Для христианина они не имеют ценности и значения, поскольку были написаны значительно позднее времени жизни ближайших учеников Христа неизвестными авторами, порой выдававшими свои тексты за творения Святых Апостолов.

Говоря о структуре библейских текстов, следует понимать, что на пророческое служение призваны были не только лишь те святые, которые оставили сохранившиеся писания. Значение слова «пророк» значительно шире, а чтобы это понять, необходимо рассмотреть их роль в Священной истории в целом.

Пророки Ветхого Завета

Пророки Ветхого Завета

«Нави», то есть провозвестниками воли самого Бога, были многие ветхозаветные святые. Без сомнения к ним следует отнести и «патриархов» – Авраама, Иакова, Моисея. Именно через них был сформулирован «Закон» – принцип праведной жизни, заключавшейся в вере и поклонении истинному Богу. Собственно, концепция «Закон и пророки» являлась основой ветхозаветной жизни.

С течением времени израильское общество все более форматировалось. Со времен судьи Самуила выделяются особые общины, члены которых устанавливали морально-нравственные нормы и выступали учителями и обличителями народа. Именно из них вышли многие авторы пророческих книг Ветхого Завета.

Сам Христос приравнивал пророков к закону Моисея. В то же время для православных особенно важны те их слова, которые прямо свидетельствуют о пришествии Спасителя. Так, в данном случае особо следует выделить пророка Исайю. Его мессианские предсказания весьма точно отражают события земной жизни Иисуса Христа. К примеру, «Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих; как овца, ведён был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих» (Исаия 53:7). Здесь Исайя говорит о добровольном принесении Господом себя в жертву. Пророческий же образ «агнца» будет далее часто упоминаем в писаниях Нового Завета («Вот, Агнец Божий, Который берёт [на Себя] грех мира» (Иоанна 1:29)), а также последующих творениях христианских писателей и православной гимнографии.

Пророки Нового Завета

Иоанн Креститель

На стыке Ветхого и Нового Завета находится фигура Иоанна Крестителя – удивительного пророка Господня, пришедшего в мир перед самим явлением Христа как Мессии. Его задачей было призыв к покаянию, обращенный к своему народу, а также провозглашение пришествия Господа. Можно сказать, что Пророк Иоанн это последний святой ветхозаветного мира.

После начала служения Христа, состоявшегося после Его Крещения в водах Иордана Иоанном, необходимость в пророках в ветхозаветном их понимании отпала. Именно с пришествием Спасителя они и были исполнены.

Пророчества Апостола Иоанна Богослова следует выделить в отдельный ряд среди всех писаний Нового Завета. Откровение сообщает христианам о событиях, связанных со вторым пришествием Христа, однако в нем ярко выражено использование ветхозаветных символов, что следует понимать как некую преемственность пророческого призвания.

В последующие годы многие исторические деятели пытались объявить себя пророками, а в наше время распространены апокалиптические предсказания. Относиться к ним следует с разумением, помня слова Христа: «Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные» (Матф.7:15), а рассуждения же о конце мира и скором пришествии Господа необходимо соотносить с обетованием Спасителя: «О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один» (Мф 24:36).

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий