Моисей — это великий пророк Ветхого Завета, основоположник иудаизма. Он организовал Исход евреев из Древнего Египта и сплотил все колена израильские в единый народ. Его почитают во всех трех религиях, ведущих начало от Авраама: в иудаизме, христианстве и исламе. Период жизни 1497-1377 гг. до н. э., по некоторым данным XIV—XIII вв. до н. э.
До XVII века его безоговорочно признавали все верующие, но сегодня все чаще высказываются сомнения в самом факте существования этого человека. Постараемся ответить на вопросы о том, когда жил Моисей, из какого народа он происходил, и в чем заключалась деятельность пророка Моисея?
Что значит имя Моисей?
Буквально «Моисей» переводится как «извлеченный из воды». На древнееврейском языке это звучит как [Моше], на арабском – [Муса], по-латыни – [Мозес]. Такое необычное имя ему было дано неслучайно. Жизнь младенцу спасла египетская царевна, которая, выловив из реки корзинку, в которой лежал мальчик, усыновила его. Но обо всем по порядку.
Жизнеописание пророка Моисея
Существует несколько вариантов жизнеописания пророка. Часть из них относятся к каноническим текстам Торы, часть – к апокрифам.
Семья
Согласно книге «Исход», Моисей появился на свет в семье евреев Амрама и Иохаведы. У них уже были сын Аарон и дочь Мариам, но рождение третьего ребенка не предвещало ничего хорошего. В тот момент еврейский народ находился в рабстве у египетского фараона и занимался самыми тяжелыми строительными работами – они делали кирпичи для будущих военных сооружений.
Несмотря на скудость существования, численность евреев возросла до такой степени, что вызвала беспокойство правителя. Стремясь держать народ под максимальным контролем, он решил прибегнуть к радикальным мерам – издал приказ об убийстве новорожденных евреев. Рождение Моисея в Египте пришлось как раз на это время.
У Иохаведы созрел довольно дерзкий план спасения малыша. Зная о том, что дочь фараона Батья мечтает о сыне, она положила младенца в просмоленную корзинку, и пустила ее по реке Нил как раз в том месте, где царевна обычно купалась. Красивый мальчик пришелся ей по сердцу, и Батья решила взять его себе. Для грудного ребенка потребовалась кормилица – Иохаведа, «случайно» оказавшись рядом, которая предложила свои услуги. Так мать и сын снова оказались неразлучны.
При дворе фараона Моисей воспитывался как будущий правитель. Как сообщают апокрифы, его обучали истории и географии, верховой езде и военному делу, иностранным языкам.
От Иохаведы, с которой он сохранил общение как с кормилицей, Моисей узнал о своем настоящем происхождении. Однажды, видя жестокие побои евреев-рабов, он до смерти забил надсмотрщика-египтянина, из-за чего вынужден был покинуть Египет и бежать в соседнюю Мадиамскую пустыню. Канонический текст Библии сообщает, что событие произошло, когда Моисею было 40 лет.
Здесь этот высокообразованный человек стал заниматься самым обычным делом – пасти скот. Встретив девушку по имени Сепфора, он женится на ней. Вскоре в семье один за другим появились на свет два сына: Гирсам и Елиезер. Казалось бы, все устоялось, жизнь катится по накатанной колее, ни о каком возвращении в Египет он, скорее всего, не помышлял. Но именно в этот момент происходит та самая встреча с Богом, которая, однажды случившись в судьбе любого человека, уже не позволяет ему оставаться прежним.
Откровение
Будущему пророку Господь явил себя в виде горящего, но не сгорающего тернового куста – в Священную библейскую историю он вошел под названием Неопалимой купины. Голос Бога, доносившийся из огня, повелел Моисею вернуться в Египет, чтобы вывести из плена свой народ. Призыв вовсе не вдохновил его и не польстил тщеславию этого кроткого человека, а, напротив, вызвал замешательство – он начал искать повод, чтобы уйти от возложенной на него миссии, ссылаясь на дефекты речи («человек я не речистый»).
Но Господь был неумолим: он дал ему в помощники родного брата Аарона, который будет компенсировать этот изъян. Пятикнижие сообщает, что роли братьев должны были распределиться так: Моисей – как Бог, Аарон – как пророк, который будет общаться с фараоном и с народом. Моисею предстояло оставить семью и посвятить себя служению израильтянам.
Исход
Задача ставилась непростая: нужно было не только физически вывести соплеменников из Египта, но и изменить их ментальность, пробудить веру в избавление от духовного рабства. Господь, разумеется, выбрал самый подходящий момент для этого: эксплуатация евреев египтянами достигла апогея.
Однако фараон, к которому братья обратились с просьбой мирно отпустить евреев, не спешил расставаться с даровой рабочей силой, придумывая условия разного рода. Он не был почитателем еврейского Бога и не очень верил в кару, которая может постичь его народ. Но случилось то, что вошло в Священную Историю под названием Египетских казней. На египтян обрушились беды:
- вода в Ниле превратилась в кровь;
- вымер скот;
- град и огонь обрушились на землю;
- сельскохозяйственные угодья подверглись нашествию саранчи;
- повсюду развелись мерзкие жабы.
Но правитель оставался непреклонен. Только после того, как в каждой египетской семье, включая фараона, умели первенцы, он дал согласие на исход рабов.
Согласно Торе, Моисей вывел 600 тысяч еврейских мужчин, то есть всего более миллиона человек. Однако по оценкам современных библеистов, их численность не могла превышать 5000 человек.
Перейдя во время отлива Красное море, они дошли до Синайской пустыни. Первое время было для пророка самым трудным – ему предстояло из разношерстного, духовно развращенного рабством народа, создать новых людей, которые умеют «пользоваться» свободой.
У подножия горы Синай евреи расположились станом. На пятидесятый день от момента исхода, который был назван Пасхой, Моисей был призван Богом на вершину горы. Библия повествует о том, что это сопровождалось землетрясением, громом и молниями.
Спустя 40 дней он возвратился оттуда, неся в руках каменные плиты – Скрижали Завета с Десятью заповедями. Они определяли отношения израильтян с Богом и ближними. Всевышний обещал бывшим рабам покровительство и защиту, а от них ждал послушания.
Вернувшись на Синай еще на 40 дней, пророк получил более подробный свод законов – Тору, который впоследствии будет развит в других канонических книгах: «Левит», «Числа», «Второзаконие».
В отсутствие духовного вождя в народе произошел «рецидив рабского сознания» – они вспомнили языческие верования египтян, и, несмотря на протесты и уговоры Аарона, соорудили себе для поклонения идола – золотого тельца, будучи уверенными в смерти пророка. Спустившись с горы, он увидел праздник поклонения идолу. Трудно представить, что чувствовал Моисей, но сделал он следующее: в отчаянии разбил скрижали, и подверг казни 3000 человек.
И все же Моисей не был бы великим пророком, если бы ограничился только насилием. Да и сами казни стали не актом мести, а вынужденной мерой, поскольку присутствие идолопоклонников в народе представляло угрозу самому его существованию.
Завершив этот тяжкий суд, Моисей снова взошел на Синай, умоляя Всевышнего о прощении соплеменников. В эти 40 дней с ним произошло удивительное: после того, как пророк вернулся к народу, его лицо стало источать столь яркий свет, что смотреть на него стало невозможно – с этого времени он всегда его покрывал.
Моисей повелел евреям оставаться у Синая около года, а затем, соорудив ковчег Завета и походную палатку – Скинию, – они двинулись дальше в пустыню в поисках обещанной земли, на которой им предстояло обосноваться.
Это странствие принесло Моисею новые трудности. Еще совсем недавно израильтянам не нужно было заботиться ни о пропитании, ни об одежде – все это им предоставляли их хозяева-египтяне. Теперь пришлось решать все вопросы самим. Копилось раздражение, которое выплескивалось на вождя, затеявшего переселение.
Разумеется, без Божьей помощи Моисей не смог бы совладать с народом. Их путешествие сопровождалось постоянными чудесами: Господь питал их манной, которая, подобно росе, выпадала каждый день, находились водные источники и др.
Подойдя к Ханаанской земле, пророк отправил посланцев, которые принесли не только вести об ее плодородии, но и посеяли сомнения в том, что евреи смогут изгнать народ, населяющий ее. В очередной раз евреи навлекли на себя Божий гнев своими сомнениями, несмотря на все чудеса, сопровождавшие их постоянно.
По повелению Господа Моисей повернул народ обратно, в сторону Красного моря, и началось сорокалетнее странствование по Аравийской пустыне, которое подошло к концу, когда Моисею было 120 лет.
Смерть
Земная жизнь великого пророка завершилась на горе Нево. Взойдя на нее, он увидел Обетованную землю, но войти в нее ему так и не удалось. Зная о своей скорой кончине, он назначил себе преемника и дал благословение всем коленам израильского народа, который оплакивал его тридцать дней. Несмотря на то, что евреи много раз восставали против Моисея, они осознавали, что «Не было более у Израиля пророка такого, как Моисей.»
Зачем Моисей водил по пустыне народ 40 лет?
С рациональной точки зрения 40-летнее странствие может показаться, как минимум, удивительным, ведь сегодня это расстояние можно преодолеть на автомобиле всего за несколько часов.
Ответ на вопрос, как ни странно, следует искать не в истории или библеистике, а, скорее, в психологии, имея ввиду главную цель, которую преследовал Моисей – создание Божьего народа. За четыре десятилетия должны были умереть те, кто не только родился в Египте, но и сформировался как личность в условиях рабства – для новой жизни требовались новые люди.
Важно иметь в виду, что к этому историческому периоду большинство земель были уже поделены между племенами, и евреев пускали далеко не везде. Им нередко приходилось отвоевывать свое право занимать ту или иную территорию. В сражениях формировался свободолюбивый и независимый характер еврейского народа.
Нередко возникает вопрос о том, почему избрано именно число «40», ведь изменение народного сознания могло произойти и за 35, и за 45 лет? В Священном Писании явно присутствует символизм чисел. Так, «4» представляет собой аллюзию ко всем четырем сторонам света, а все числа, кратные ему, и в первую очередь, «40» означают целостность, завершенный цикл.
Наконец, не стоит забывать о самом главном: повеление о сорокалетнем странствии дал Моисею сам Господь: «Понесете наказание за грехи ваши сорок лет».
Историчность Моисея
Внимательно вчитываясь в ветхозаветные книги, посвященные жизни Моисея, и сопоставляя их с другими текстами, исследователи обратили внимание, что упоминания о нем отсутствуют в письменных памятниках Древнего Востока, зато прослеживается явная связь со сказаниями царства Хамурапи и древнегипетского Среднего царства. В связи с этим возникал вопрос: кто такой Моисей в Библии?
Ученые не раз обращали внимание на «выпадение» некоторой информации, из-за чего возникла версия о том, что Моисей в Ветхом Завете был личностью вымышленной. По этой причине даже выдвигалась гипотеза о том, что миф о нем возник лишь как компиляция нескольких источников.
Сторонники реального существования пророка выдвигают против этого два главных аргумента. Первый – недостаточность источников вследствие древности описываемых событий. Второй – субъективизм авторов многих писаний.
Среди тех, кто не сомневается в реальном существовании Моисея, существуют разночтения по поводу того, когда именно он жил. Греческий перевод Торы указывает на 1497-1377 гг. до н. э. В то же время библеисты, опираясь на время царствования фараона, придерживаются мнения о том, что события относятся к XIV—XIII вв. до н. э.
Заключение
Сколько бы версий ни выдвигали исследователи, отвечая на вопросы о том, в какую историческую эпоху происходили события, сколько лет прожил Моисей и др., иудеи признают его духовным лидером своего народа, а для христиан он остается прообразом Спасителя.