Реформа Русской православной церкви была начата в 1650-х годах в Москве действующим патриархом Никоном для внесения изменений в богослужебные книги, а также обряды в целях их унификации с современными греческими. Огромное влияние придавалось повышению грамотности и образованности священнослужителей православных приходов. Жесткое и бескомпромиссное поведение Патриарха при реформировании вызвало серьезный церковный раскол в России, последствия которого сказываются по сей день.
Предпосылки реформы
В середине 17 века царь Алексей Михайлович коленопреклоненно просил митрополита Никона принять патриарший сан и стать во главе Русской православной церкви. Именно этому нестяжательному, осторожному, мудрому и деятельному митрополиту, приняв патриаршество, предстояло провести огромные, сложные, но необходимые преобразования в Церкви. Их необходимость назрела и была обусловлена следующими предпосылками:
- С 1448 года после Флорентийской унии русская Православная Церковь была обособлена, не связана с другими церквами. В самой Руси также было не все гладко внутри Церкви. Богослужения в разных храмах отличались друг от друга, были длинными и непонятными. Хоры, клирос, дьяки пели и читали одновременно из-за чего стояла словесно неразличимая какофония.
- Время было сложное, страна находилась в состоянии постоянных раздоров из-за влияния европейских стран. С одной стороны, Польско-Литовское княжество, откуда шла западная культура, с другой стороны – греческое влияние на православие. В 1654 году удалось вернуть из-под польской оккупации исконно русские земли Киевской Руси. Но влияние католицизма было так велико на этих территориях, что требовалось принимать решительные меры для сохранения чистоты православия.
- Священное писание в переводе на русский язык было недоступно для верующих. Это было одной из главных причин религиозной неграмотности среди читающей части общества.
- Богослужебные книги и требники, переписанные от руки, содержали огромное количество ошибок и неточностей. Дошло даже до такого факта: на Афоне монахи сожгли книги московской печати, как еретические. Причина та же – наличие большого количества расхождений с оригиналом.
- Священники на приходах были малограмотны, невежественны, а зачастую подвержены пьянству и злоприобретению, подрывая у людей веру и унижая православие в самых его истоках – в народе.
К этому времени при дворе был собран цвет русского священства, самых преданных Церкви и Отечеству людей, которым предстояло разрешить узел накопившихся проблем. Ревнители благочестия, которые понимали, что судьба России зависит от судьбы православия, были готовы к переменам, реформа патриарха Никона началась. И только один вопрос никак не мог быть решен единогласно – что послужит основой и идеалом нового богослужения на Руси?
Первые разногласия
Основными акторами намеченной реформы были патриарх Никон и протопоп Аввакум. Именно они начали поиски идеала для подражания в проведении богослужений и прочих мероприятий церковной реформы. Несмотря на некоторые расхождения в начале пути, они сходились в одном – нужно очистить православие от всего, что не соответствует его духу.
Протопоп Аввакум предложил взять древнегреческие книги и постулаты, как основу. Он понимал реформу только в том, что будут исправлены ошибки и описки в литературе. Этот священник был истинным патриотом и представлял Россию, как хранительницу единственно верного православия. Современные греческие патриархи были очень подвержены влиянию католической римской церкви и мусульманства, поэтому их православие было уже искажено этим воздействием. Изоляция русской Церкви сыграла положительную роль для чистоты веры, но приведенные выше предпосылки делали чистку необходимой.
Но у патриарха Никона был другой взгляд на церковную реформу. Он, наоборот, считал необходимым унифицировать обряды, службы и молитвы с современными греческими образцами. Те изменения, что произошли в Греции, он считал благими, достойными того, чтобы использовать их на Руси. Ведь именно оттуда, из Греции, происходили патриархи, вера и сама Русская православная церковь.
Казалось бы, противоречия неразрешимы, но в этот момент вмешался царь, как помазанник Божий, и встал на сторону патриарха Никона. В то время церковь и государство не были разделены, поэтому роль государя была очень велика.
Чтобы сверить русские богослужебные книги с греческими, в далекую командировку был отправлен иеромонах Арсений, который привез для анализа и проработки более 700 рукописей из Греции.
Ученые монахи Киево-Печерской Лавры, которые начали проводить анализ, выявили множество расхождений. Но тут и возник главный перелом среди высшего духовенства – как исправлять русские книги? Было 2 позиции по этому вопросу:
- Патриарх Никон и его сторонники настаивали на срочном переписывании всех книг по греческим современным образцам.
- Протопоп Аввакум и его сторонники считали верным только исправление ошибок, причем по древнегреческим, а не современным книгам. Также за основу предлагали брать древнерусские книги.
Царь Алексей Михайлович вынужден был стать судьей, но у него были свои мотивы – политические. Если нововведения будут сделаны по греческим канонам, то Россия станет объединяющей силой для православных христиан Европы и Азии. Если же руководствоваться древнерусскими источниками, то это только усилит изоляцию страны. И царь встал на сторону патриарха.
Патриарх также смотрел в будущее. Для него было важно укрепить церковную власть и сделать ее выше государственной, а общество повернуть к духовности и вере. Сосредоточение власти над всем православием в Москве – такую цель имел в виду реформатор Никон.
Реализация реформы патриарха Никона
Реализация всех намеченных мероприятий началась в 1653-1655 годах. В 1654 году состоялся Собор Русской православной церкви, который признал необходимость исправления церковных книг.
К церковной реформе патриарха Никона относятся следующие изменения:
- Креститься верующие должны не двумя перстами, как делали это многие века, а тремя.
- Поклоны совершались до пояса, а не до земли и не на коленях, как ранее.
- Религиозные книги, требники и каноны были переписаны.
- Понятие «православие» было введено в официальный оборот.
- Написание имени Бога стало выглядеть, как Иисус, а не Исус, как на Руси было принято до реформы.
- Христианский крест заменялся на 4-конечный. Но позднее было разрешено использовать 6-конечный и 8-конечный кресты наравне с ним.
- Обряды, например, крестные ходы, совершались теперь против часовой стрелки. Ранее было, наоборот, они совершались по солнцу.
- В богослужении были и другие изменения – по числу просфор на проскомидии, количеству возгласов «аллилуйя» и прочие.
Реформы проводились жестко, авторитарно. Это вызвало огромную волну недовольства у народа и бояр, а особенно у духовенства, которое в подавляющем большинстве ушло в оппозицию к патриарху.
Реакция на реформу и соборные решения
Протестные настроения возглавил протопоп Аввакум, который считал реформу подменой истинного православия на чуждую религию, поэтому со всей своей энергией и фанатизмом стал противодействовать ее проведению.
Насаждение новых правил проводилось в сжатые сроки, насильно и резко. Поэтому обстановка в стране накалялась с каждым днем. Появилось новое течение – «старообрядцы», которые признавали только древнерусские книги, крестились двумя перстами и продолжали проводить богослужения по-прежнему. Так в результате реформы патриарха Никона возник церковный раскол на Руси. Его возглавили протопоп Аввакум Петров, Иван Неронов и Даниил Логгин.
Простые люди не понимали значения и цели реформ, но их вырывали из привычного круга богослужений, заставляли креститься по-другому. Поэтому простые прихожане воспринимали все это, как попирание веры и искажение истины. Знатные люди также восставали против нововведений. Таким образом, появилось старообрядчество.
Старообрядцев Церковь предала анафеме, отлучила и стала не только силой обращать к новой вере, но и преследовать, уничтожать и истязать. Этот страшный период, который, по сути, стал инквизицией. Амбиции патриарха и царя с претензией на исключительную роль Москвы в мировом православии были настолько велики, что затмили изначальную благую цель очищения и улучшения церковной жизни.
В 1656 году в первую неделю Великого Поста в присутствии иностранных православных патриархов, была провозглашена анафема тем, кто продолжает креститься двумя перстами. А уже после Пасхи Собор русских епископов отлучил их от Церкви и проклял!
Реформа продолжалась и пути назад у России уже не было.
Результаты церковной реформы
В 1658 году произошел конфликт между царем и патриархом. Слишком увлекся сосредоточением власти в руках Церкви реформатор, что вызвало небеспочвенные опасения у боярского сословия. Оклеветав Никона, они добились того, чтобы он оставил свой пост и самовольно уехал в монастырь, надеясь, что царь вернет его. Но этого не случилось. В конце 1666 года царь с помощью греческих патриархов, опасавшихся усиления Русской православной церкви, добился его отставки. Патриарх был отправлен в заточение на 15 лет.
В 1667 году был созван Церковный Собор, который признал реформы правильными, а сторонников старых обрядов предал анафеме. Несмотря на это, властного патриарха на престол не вернули.
Церковный собор в 1667 году официально признал единственно верным новый обряд, вошедший в церковный обиход при патриархе Никоне. Несмотря на то, что сам бывший Патриарх уже не был при власти, его нововведения дали свои плоды. Старообрядчество при этом было предано анафеме, его руководители были лишены церковного сана и отлучены.
В 1682 году в Пустозерске протопоп Аввакум, куда он был сослан до этого, а также три его товарища по тюремному заключению, были сожжены в срубе.
Отношение Русской православной церкви к старообрядцам
Во времена реформы патриарха Никона отношение к старообрядцам было очень жесткое – их попросту пытались уничтожить. Но с веками оно менялось очень существенно. Как это ни странно, но в советские годы в 1971 году произошел Поместный Собор Русской Православной Церкви, который положил начало тесному диалогу с представителями Русской Православной Старообрядческой Церкви.
РПЦ признает свою вину за насилие (включая ложь, клевету, пытки и убийства), которое было совершено против старообрядцев, которые верно следовали преданию своих предков из благочестивости, и просит прощения за обиды и насилие, совершенные как властями, так и священством.
Многовековые разногласия невозможно преодолеть, даже собравшись за одним столом с извечными противниками по доброй воле. Историческая память преодолевается очень непросто. Да и разногласий у двух православных Церквей до сих пор предостаточно. Но важно то, что Русская Православная Церковь осознает и признает церковный раскол 17 века национальной трагедией, скорбит о совершенных насильственных действиях по отношению к старообрядцам, молится об их душах.
Значение церковного раскола
- Значение раскола для русского государства было очень велико. Общество претерпевало настоящую национальную трагедию. Русские разделились на два лагеря – старообрядцев, которые творили богослужения по дореформенным правилам и тех, кто остался под крылом православной Церкви, подчиняясь ее новым порядкам.
- Духовное единение, на котором держалась страна, дало серьезную трещину. Это была настоящая внутренняя смута на религиозной почве.
- Социальное расслоение начало проявляться особенно явно, стало вызывать недовольство.
- Церковная власть стала существенно срастаться со светскими властями. При этом процесс шел в обе стороны – церковь влияла на государственное управление, а государство вмешивалось в церковное управление. Как результат – упразднение института патриаршества царем Петром I.
- Россия укрепляет отношения со странами всего православного мира.
- Культурно, раскол дал возможность старообрядцам развивать свой, уникальный пласт церковного искусства – иконопись, знаменное пение, книгописание.