Ростовщичество – это выдача денег в долг с условием их возврата с процентами. Такая практика обогащения известна с древнейших времен. Она подвергалась критике в различной форме как со стороны общества, так и со стороны религиозных институтов.
Ростовщичество во времена Ветхого Завета
В Ветхом Завете имеются несколько упоминаний о ростовщичестве, что это негативная практика, и займе денежных средств в целом. Так, в Книге Второзаконие говорится:
«Не давай в рост брату твоему ни серебра, ни хлеба, ни чего-либо другого, что можно отдавать в рост; иноземцу отдавай в рост; а брату твоему не отдавай в рост, чтобы Господь Бог твой благословил тебя во всем, что делается руками твоими на земле, в которую ты идешь, чтобы овладеть ею»
Эти стихи четко запрещают давать взаймы с процентами своим «братьям», то есть другим евреям. Собственно, законоположительные книги Ветхого Завета во многом устанавливают отношения внутри общества Израиля, лишь отчасти касаясь вопросов взаимодействия с иноплеменниками.
При этом и в других отрывках о ростовщичестве в Библии, к примеру, в Притчах Соломона (Притчи 28:8) отношение к ростовщикам в целом довольно негативное:
«Умножающий имение свое ростом и лихвою соберет его для благотворителя»
Данный стих можно толковать, что человек, наживший свое богатство неправедным путем, лишится его в пользу того, кто потратит его на дела милосердия. Впрочем, для Притчей является характерной иллюстрация принципа «возмездия», связанного с конечным торжеством справедливости.
Соответственно, исходя из представленных текстов, следует сделать вывод, что в мире Ветхого Завета ростовщичество это вполне себе распространенное явление. Однако «закон» устанавливал, что нельзя таким образом было наживаться на соплеменниках – иудеях. Давать же в долг под проценты иноземцам означает можно, однако уважаемой такая деятельность никогда не была.
Ростовщичество во времена Нового Завета
Одно из важнейших положений Нового Завета, связанных с ростовщичеством, можно найти в Евангелии от Луки:
«И если взаймы даете тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность? Ибо и грешники дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же. Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным, и к злым»
Приведенные стихи являются частью Нагорной проповеди, в которой Спаситель изложил всю суть учения о любви к ближнему. В них не то, что отрицается ростовщичество, как средство обогащения, но и, напротив, Христос говорит о том, что, дав в долг, не следует требовать и ждать его возврата. Займы под процент в таком значении противоречат христианскому духу как таковые.
Другой пример можно найти во Втором послании к Коринфянам:
«При сем скажу: кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет. Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог»
Эти стихи раскрывают посыл, данный в Нагорной проповеди – христианину заповедано быть щедрым и милостивым, подавая тем, кто имеет нужду. Так возможно исполнить заповедь о любви к ближнему.
Собственно, понимание «ближнего» в Новом Завете значительно отличается от того, каким оно было до пришествия в мир Иисуса Христа. Так, если в Ветхом Завете ближним назывался соплеменник из числа евреев, в то время как иноземцы считались чужаками, не достойными обращения с ними по Закону, то христианство абсолютно универсально. Его заповеди касаются всех людей вне зависимости от их национального и религиозного статуса. Теперь ближним стал каждый человек на Земле.
Учитывая эти и другие стихи Нового Завета, можно сделать вывод о том, что ростовщичество, которое целиком направлено на получение прибыли и эксплуатацию нуждающихся, противоречит учению Иисуса Христа. Собственно, христианство призывает быть щедрыми и милосердными, помогать тем, кто в нужде.
В целом же, если говорить простыми словами, то ростовщичество приводит к зависимости от кредитора и еще большей бедности, так как люди, берущие деньги взаймы с высоким процентом, часто не могут погасить свои долги и оказываются во весьма тяжелом положении. Очевидно, что ростовщичество вступает в противоречие с Божьими заповедями, в христианстве оно неприемлемо и считается грехом.
Отношение в православии
В современном мире практика выдачи кредитов под процент стало основой экономических отношений. Банковская система, является частью экономики и во многом осуществляет свою деятельность за счет прибыли, полученной от предоставления денег под проценты и весьма немаленькие.
В то же время стоит отметить, что в современной реальности православная церковь не является органом, оказывающим влияние на политику и экономику, а также не имеет законодательной власти, чтобы полностью запретить практику ростовщичества в целом. Именно правовая система государства регулирует такие вопросы, а законодатели вносят изменения в финансовое законодательство.
В целом, можно сказать, что православие относится к ростовщичеству крайне негативно, осуждая ссуды с неподъемными процентами, однако в православной традиции денежное кредитование не подпадает под запрет, когда оно несет в себе заботу о бедных и незащищенных. Основной же постулат православной церкви в контексте финансовых отношений – проявление милосердия и заботы о нуждающихся.
Чрезмерная же страсть к получению материальных благ за счет обирания других людей в православии является несомненным грехом, называемым лихоимством, в котором необходимо исповедоваться в церкви. Оно же входит в перечень грехов, в которых каются христиане в вечернем молитвенном правиле. Грех ростовщичества в православии требует искреннего покаяния и отказа от его совершения в дальнейшем.