Считается ли гнев смертным грехом?

Гнев как естественное свойство человеческой души дано человеку Богом изначально. Он вложен в душу для того, чтобы с гневом отвергать всё греховное, неподобающее, вредное для неё. То есть гнев как полезное свойство души должен использоваться в качестве мощного щита от греха.

Но это свойство было извращено людьми и вместо борьбы с грехом стало использоваться против ближних. Вместо того, чтобы смиренно прощать, люди гневаются на других людей, порой совсем без повода, или по ничтожным причинам. Обижают друг друга, ругаются, оскорбляют, кричат – это все неправедный гнев. А уж если такой неправедный гнев переходит в драки, побои и убийства – это уже результат полной победы гнева над личностью.

Многие люди не контролируют себя в гневе, а значит, находятся в это время под полной властью врага человеческого, который использует неправедный гнев как лучшую свою пищу, как свой очаг и кров.

Смертный грех

Гнев
Фото: Flickr.com

Но ответить на вопрос – является ли гнев смертным грехом – не так-то просто. Для этого стоит понять, что такое смертный грех.

Существует выражение «7 смертных грехов». Но, как зачастую бывает, расхожие фразы, которые, казалось бы, имеют отношение к православию, зачастую являются видоизмененными советской литературой и длительным периодом отсутствия церкви в информационном пространстве. Поэтому, используя те или иные выражения в своей речи, нужно сначала изучить их суть. Именно это относится к выражению «7 смертных грехов».

Это не 7 поступков, которые человек не будет совершать и станет сразу безгрешен. Нет, здесь речь идет о семи группах греховных страстей, которые включают в себя множество поступков, не приносящих пользы человеческой бессмертной душе.

Григорий Великий в 590 году ввел квалификацию греховных страстей. Страсть – это навык души, который она получила от постоянного повторения одних и тех же грехов. В результате этого повторения грех стал неотъемлемым качеством души. Он настолько сросся с ней, что человек, даже осознав в какой-то момент, что совершает грех, не может избавиться от него. Эта страсть приносит ему уже не удовольствие, а страдание, мучает его. И это именно так, ведь с церковнославянского «страсть» переводится как страдание.

И вот одной из этих семи страстей, семи смертных грехов и является гнев.

Феофан Затворник о смертном грехе

Феофан Затворник
Фото: Spassobor.ru

В своих трудах Святой Феофан Затворник пишет, что к смертным грехам относятся те страсти, которые нарушают нравственно-христианскую жизнь человека.

Он говорит о том, что люди знают, какая главная цель христианской жизни – это пребывать с Богом в душе и исполнять Его священные заповеди. А значит, каждый грех, который отнимает душевные силы, отвлекает от Бога, отнимает силу и желание трудиться, есть отдаление от благодати. И после совершения человеком такого греха, он чувствует себя дальше от Бога, не может чувствовать свою связь с ним. Всякий такой грех и есть смертный грех. Ведь он ведет не к вечной жизни души, а к ее смерти.

Каждый православный, который живет не в монастыре, а в обычном обществе, может легко вспомнить такое свое состояние – вроде и не хотел грешить, а закрутило, понесло и вот – даже молитва не идет, кажется, что есть более важные дела, нет времени на общение с Богом. Результат – потеря Божьей Благодати.

К такому состоянию относится и гнев. Казалось бы, знает христианин, что имеет свойство вспыльчивости, но вместо того, чтобы остановиться перед тем, как гневаться, осечь себя, помолиться, он продолжает культивировать свой гнев. Он объявляет всем близким, чтобы не злили его, жалуется на свою вспыльчивость и продолжает грешить.

Гнев

Святитель Тихон Задонский
Фото: Azbyka.ru

Святитель Тихон Задонский в своей проповеди описывает человека, который впадает в гнев, с великим сочувствием и переживанием за него. Он говорит, что человек в этот момент мучается и эти мучения видны в том, что он кричит, делает резкие движения, и во всем похож на бесноватого. И если по внешнему виду видны мучения, то понятно, что в душе, этой тонкой и нежнейшей субстанции – творится совсем уж жуткая трагедия.

Поэтому терзая так свою душу, люди разрушают и убивают ее гневом. А зачем тогда жить без погубленной души?

Именно гибель души, к которой ведет гнев, и делает этот, казалось бы, не страшный грех, таким опасным и относит его к смертным грехам.

Ведь никто не знает, как поведет себя человек, на которого обращен неправедный гнев. Как на его судьбе, характере, на его душе скажется излитая на него грязь греха гневливости. И данный Богом как сила против дьявола, гнев, направленный на слабого человека, может погубить его.

Раскаяние

Раскаяние
Фото: Tatmitropolia.ru

Но никогда не поздно раскаяться даже в смертном грехе. Святитель Игнатий Брянчанинов проповедовал, чтобы те, кто впали в смертный грех, не отчаивались. Они могут спастись, если покаются и оставят его, отбросят свой греховный навык, свою страсть.

И в заключение хочется привести слова преподобного Исаака Сирина: «Нет греха непростительного, кроме греха нераскаянного».

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (3 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: