Содомский грех – это греховный помысл, стремление или деяние, связанные с сексуальным влечением между людьми одного пола. В речи можно услышать фразу «Это просто Содом какой-то!» — так иногда говорят люди, имея в виду что-то особенно безобразное и непристойное. Почему название именно этого исчезнувшего с лица земли города связано с непотребством и что такое содомский грех – разберем подробно в статье.
Немного истории
В Священном Писании Ветхого Завета есть история Лота и его семьи. Около четырех тысяч лет назад в местности, которая располагается между современным Израилем, Иорданией и Палестинской Автономией, находилась Сиддимская долина.
На плодородных землях при весьма благоприятном климате ее жители собирали обильные урожаи, жили в достатке, ни в чем не нуждаясь. Города, которые они построили – Адма, Гоморра, Севоим, Сигор и Содом – были прекрасны.
Горожане торговали, наживая немалые состояния. Необходимость добывать хлеб в поте лица у них давно отпала, и со временем, на фоне пресыщения и праздности, их все больше стали одолевать пороки, они стали надменны и жестокосердны. Впрочем, эта история стара, как мир.
Говоря современным языком, у них процветала коррупция – справедливое судопроизводство отсутствовало как таковое. С любым переселенцем, поселившимся на этой благословенной земле, они жестоко расправлялись, нарушая законы гостеприимства. Но и этого было мало – для изощренного удовлетворения плотских потребностей изобретались все новые и новые способы, был распространен разврат, блуд. Казалось, что все – от мала до велика – подвержены этим порокам.
Одним из жителей Содома был Лот – племянник праотца Авраама. Образ жизни его семьи радикально отличался от нравов, царивших в городе. Однажды, когда два путника попросили Лота приютить их у себя, он, не колеблясь, выполнил просьбу. Соседи заметили гостей, и пришли сказать, чтобы хозяева впустили их в дом для того, чтобы, как дословно говорит Книга Бытия, «познать их». С криками они ломились в дом Лота.
Войти им не удалось, поскольку гости оказались ангелами, ослепившими агрессивных горожан. Однако после этого вопиющего события Бог, вероятно, не видя иного способа покончить с распространением мерзких пороков, решил истребить грешников, обрушив на город «огонь и серу».
Современные исследователи предполагают, что на стыке двух тектонических пластов, где стояли Содом и Гоморра, произошло мощное землетрясение. В результате был спровоцирован выброс метана и битума, который в этом районе содержит высокий процент серы. Другая версия связана с извержением вулкана.
Праведный Лот был предупрежден о грядущей катастрофе, и смог покинуть страшный город вместе с домочадцами, бросив все нажитое богатство. Главным условием спасения Бог выдвинул полное отречение от прошлого – он запретил им даже оборачиваться назад.
Что значит содомский грех?
Так за какие именно грехи Господь так покарал горожан? И что значит содомский грех? Из повествования о Лоте можно сделать вывод о том, что это жадность, жестокость, надменность, которые были свойственны жителям Содома – они были «злы и весьма преступны».
Однако насилие и даже кровопролитие встречаются на страницах Торы довольно часто, и все же далеко не все ветхозаветные персонажи так прогневали Бога.
Именно в истории с Содомом дважды употребляется древнееврейский глагол «yada» (познать), подразумевающий исключительно сексуальные отношения, в которые жители города вступали без разбора. Поэтому под содомским грехом стали понимать блуд и извращенные половые связи, в том числе однополые.
Что такое содомский грех в православии?
В дохристианском мире гомосексуализм не был исключительным явлением. У германцев, кельтов, древних греков и римлян и некоторых других народов, населявших Европу, это было обычным делом. По-иному относились к однополым отношениям иудеи. В Кодексе святости, который содержится в Книге Левит, прямо говорится, что Бог повелел пророку Моисею передать народу не ложиться с мужчиной, как с женщиной, усматривая в этом мерзость.
Христианство наследовало такой взгляд – апостол Павел приравнивает мужеложников, малакий, прелюбодеев к ворам, хищникам и идолослужителям, предупреждая о том, что они не смогут стать наследниками Царства Божия.
В толковании термина «малакии» (от древнегреческого μαλακός – «мягкий», «податливый») существуют разные подходы. Так, Феофилакт Болгарский понимал под этим пассивный гомосексуализм, а Кирилл Александрийский – добровольную кастрацию у мужчин. Никодим Святогорец полагал, что это грех библейского персонажа Онана – рукоблудие, отчего он стал впоследствии называться онанизмом.
Кроме однополых отношений к списку содомских грехов относятся любые сексуальные связи вне брака, а также многие извращения:
- педофилия (половые отношения с детьми);
- партенофилия (болезненное влечение к девственникам);
- геронтофилия (совокупление со старым человеком);
- триолизм и сексуальный плюрализм («шведская семья», «свальный грех»);
- некрофилия (интимные отношения с трупами);
- зоофилия («скотоложество»);
- эксгибиционизм (прилюдная демонстрация гениталий);
- трансвестицизм (получение полового удовлетворения от ношения одежды противоположного пола).
Этот печальный перечень можно долго продолжать – изобретательность порока практически безгранична.
Святые отцы о грехе содомии
Опираясь на слова Спасителя о том, что после оставления родительского дома муж и жена становятся одной – нерасторжимой – плотью, христианские богословы считали любое нарушение этого установления грехом. Однако прелюбодеяние (измену, разрушение семьи, нанесение душевной раны одному из супругов) учители Православной церкви полагали более тяжким, чем блуд – незаконные сексуальные отношения между мужчиной и женщиной.
Размышляя над еще более сложной проблемой гомосексуализма, святые отцы Древней церкви – Василий Великий, блаженный Августин, Григорий Нисский – вслед за апостолом Павлом, полагали этот грех особо тяжелым. Святитель Иоанн Златоуст прямо говорит: «Мужеложники хуже убийц». Анализ уродливых сексуальных извращений у святых отцов не встречается, вероятно, потому что это состояние души человека относится уже к области психиатрии.
Как избежать этот грех?
Афонский иеромонах Арсений (Минин) создал в 1876 году серьезный труд «Маргарит», в котором он приводит ценные духовные советы. Человеку, впавшему в грех содомии, из него можно почерпнуть несколько важных рекомендаций, проверенных аскетическим опытом:
- избегать близких отношений (особенно наедине) с тем, от кого может исходить «опасность»;
- при первом появлении влечения стараться уничтожить его, соединяя мысли с молитвой;
- если нежелательные побуждения не удается преодолеть, представить объект вожделения «гнусным и отвратительным, безобразным на взгляд», подумать «о смертном часе, нередко внезапно постигающем человека».
Но христианство было бы лишь сводом моральных правил, если бы лишилось любви и надежды на спасение. Главное, что должен помнить человек, пораженный содомским пороком: для Христа непростительного греха не существует. У каждого, даже самого развращенного человека, есть возможность покаяния – глубокого осмысления и изменения жизни.