Старообрядчество – что это такое и чем оно отличается от православия?

Середина XVII века ознаменовалась величайшей трагедией русского православия. Великий раскол, породивший старообрядчество и различные его течения во многом не преодолен до сих пор. При этом, несмотря на сотни лет гонений, и притеснений старообрядцы во многом сохранили свои традиции, что является объектом живого интереса в принципе.

Когда и как появились старообрядцы?

Старообрядцы

Русь была крещена в 988 году князем Владимиром по греческому (Восточному) образцу. Соответственно, византийская традиция оказала значительное влияние на развитие русского православия. Догматика, обрядность, порядок богослужений и многое другое было во многом перенесено в Русскую Церковь практически без изменений. Однако само богослужение проводилось на церковнославянском языке. В этом, кроме прочего, имелось значительное отличие от западного обряда, где длительное время служили только на латыни, а о переводе служб на национальные языки задумались значительно позднее.

Однако, Церковь – это живой, динамичный организм, поэтому постепенно русское православие начинало приобретать характерные для него черты. Это касалось, как определенных традиций, обрядов, храмовой архитектуры, так и текстов богослужений. В переводные книги вносилось все больше неточностей из-за ошибок переводчиков и по причине сложившейся на местах практики богослужений.

Собственно, история старообрядчества в России началась в середине XVII века, когда в порядке проведения служб и в текстах богослужебных книг возникли серьезные несостыковки между принятой практикой и византийской традицией. Да и в целом по всей стране расхождения могли возникать даже в порядке проведения служб разными приходами.

В связи с этим, церковным руководством была осознана необходимость проведения реформы, которая бы позволила унифицировать тексты книг, чины богослужений и сложившуюся обрядность, а также привести их в соответствии с греческими оригиналами.

Кроме этого, отдельные историки утверждают, что руководство Русской Церкви начало реформу под давлением светских властей в лице тогдашнего царя Алексея Михайловича Романова. Дескать, к середине XVII века, после падения Византии, единственной православной страной являлась только Россия, поскольку Византия пала, а славянские народы на Балканах находились под властью турок. И, соответственно, посредством Церкви русский царь возжелал утвердить преемственность Москвы от Константинополя, а также сблизить Церкви балканских народов с Московским Патриархатом.

Сама церковная реформа не была делом одномоментным, а приводилась в течение нескольких лет. Инициировал ее Патриарх Московский Никон в 1653-1655 годах. В первую очередь, ее начало связано с внесением существенных правок в церковные книги.

Сама реформа Никона не затрагивала догматические основы православного вероучения, а касалась лишь текстов богослужебных книг и обрядов.

Какие изменения произошли согласно реформе Никона?

Старообрядчество и православие - отличия

Также были внесены некоторые изменения и в принятые практики богослужения и домашних молитв. Приведем несколько значимых примеров произведенных изменений:

  • Троеперстие вместо двуперстия при творении крестного знамения.
  • Изменение направления крестных ходов (против солнца, не посолонь, как раньше).
  • Изменение написания слова «Иисус» вместо ранее общепринятого «Исус».
  • Введение тройного пения «Аллилуйя» во время пения хвалы Святой Троице (ранее возглас пропевали два раза).
  • Изменение количества просфор на проскомидии.

Последствия реформы

Старообрядчество

Все эти изменения вызвали крайне негативную реакцию во многих слоях русского общества. Отрицать реформу стали не только отдельные духовные лица, но и многие значимые представители аристократии. Так, возглавивший сопротивление Патриарху Никону протопоп Аввакум был духовным отцом и религиозным наставником для боярыни Морозовой и княгини Урусовой, чьи семейства занимали высокое социальное положение в Русском государстве.

Власти осознали, что такое сопротивление может вызвать очередную смуту, поэтому начали крайне жестко преследовать представителей церковной оппозиции. Уже в 1682 году в Пустозерске был сожжен протопоп Аввакум и три его сподвижника. А в 1685 году уже при царевне Софье были изданы «12 статей», представляющие собой указ, по которому сторонники дореформенных обрядов признавались преступниками и должны быть подвергнуты серьезным наказаниям, вплоть до казни.

Таким образом, старообрядчество возникло в результате жестких притеснений со стороны официальных властей. Все это привело к церковному расколу в русском православии со взаимными анафемами и проклятиями. При этом давление на сторонников старых обрядов продолжалось по времени вплоть до начала XX века, когда уже при царе Николае II в Российской Империи был издан Указ «О веротерпимости», которым были отменены все ограничения в отношении старообрядцев, которые вводились на протяжении предшествующих веков.

Основные течения старообрядчества

Старообрядцы после реформы Никона

Старообрядчество никогда не представляло собой единое течение или церковь как таковую. Довольно быстро после раскола сторонники дореформенных обрядов начали создавать свои общины, которые порой даже и не признавали друг друга.

Так, к XVIII веку были оформлены два основных направления:

  • Поповцы
  • Беспоповцы

В свою очередь они делились на так называемые «согласия», «толки» и проч.

Разделение на «поповцев» и «беспоповцев» возникло у старообрядцев неспроста. Дело в том, что в Православной Церкви действует так называемый принцип апостольского преемства. Он выражается в том, что рукополагать священников может только епископ, которого в свою очередь рукополагает другой епископ. Считается, что цепь рукоположений простирается к самим апостолам, которые рукоположили первых архиереев. При этом большую часть церковных таинств могут совершать только иереи или епископы. В связи с этим, старообрядцы практически сразу после раскола столкнулись с проблемой отсутствия в их рядах епископов, которые могли бы провести хиротонию новых священников из их среды.

Поповство

Поповство являлось крупнейшим направлением в старообрядчестве, сохранившимся до сих пор. Оно основывается на позиции протопопа Аввакума, который призывал принимать в общины священников-перебежчиков из числа «никониан». Таким образом, «поповцы» признают все церковные таинства и заявляют о важности принципа апостольского преемства, которое в их среде было в целом сохранено.

При этом длительное время у сторонников старых обрядов не было своих епископов. Дело в том, что те архиереи, которые примыкали к ним, строго наказывались и извергались из сана. Таким образом, духовенство пополнялось за счет беглых священников и диаконов Московского Патриархата.

Сами старообрядцы считали реформированную церковь еретической, а ее членов, соответственно, еретиками. Поэтому принятие священников происходило хоть и с сохранением сана, однако через покаяние и миропомазание.

Староверы из числа поповцев были широко представлены во всех слоях российского общества. К XIX веку в их рядах состояли крупные промышленники и купцы, что в определенной степени определяло их влияние на общественную и политическую жизнь страны.

Беспоповство

К тому моменту, когда большинство священников, не признавших никоновские реформы, умерло, старообрядчество оказалось в кризисе из-за отсутствия епископов в их среде. Часть из них посчитали возможным принимать беглых священников Московской Патриархии, тогда как куда более радикально настроенные представители сторонников старых обрядов такую возможность для себя отвергли в принципе.

Появились различные толки, которые отвергали необходимость наличия духовенства. Таинства же и службы начали проводить мирским чином. Эта группа старообрядцев подвергалась особым притеснениям, как со стороны властей, так и со стороны церковных иерархов. Поэтому их количество всегда было значительно меньшим по сравнению с поповцами, а также в их среде отсутствовала единая организационная структура, что повлекло за собой дальнейшее возникновение различных толков, многие из которых превратились в самые настоящие псевдохристианские секты. К примеру, известны так называемые «дырники», которые помимо прочего отрицают святые иконы и образа, а молятся строго на восток, для чего в своих жилищах проделывали отверстия в стенах. Также определенную известность приобрели так называемые «хлысты», «скопцы» и некоторые другие радикальные течения и толки.

Единоверие

Единоверие, как явление в Русской Православной Церкви, возникло в 1800 году. К числу единоверцев стали причислять старообрядцев, которые формально присоединились к Церкви, при этом сохранив свою веру, традиции и обряды. Такое послабление было сделано в попытке преодолеть последствия разделения. Впервые подобную практику описал митрополит Платон (Левашов).

Единоверы в отличие от других сторонников дореформенной обрядности имеют евхаристическое общение с Церковью, при этом у них свое священство и иерархия внутри него. При этом священники-единоверы рукополагаются законным епископом, поэтому проблемы с сохранением апостольского преемства у этих общин не возникает.

Чем старообрядчество отличается от православия?

Отличия между старообрядчеством и православием

Ключевым отличием русского старообрядчества от православия является сохранение старых церковных обрядов, иконографии и музыкальной традиции. Старообрядческие церкви стремятся сохранить буквально все аспекты старой традиции и отказываются принимать любые изменения или новации.

Также следует упомянуть, что старообрядчество отличается некоторыми особенностями в богослужении. И, конечно, наиболее известное отличие заключается в форме крестного знамения, а именно совершение его двумя перстами, а не тремя.

Старообрядчество сегодня

Архиереи Русской Православной Старообрядческой Церкви

Сегодня старообрядчество в России и соответствующие общины действуют вполне официально и без каких-либо притеснений. Крупнейшее их объединение – Русская православная старообрядческая церковь насчитывает около 1 миллиона человек и имеет приходы как в России, так и за ее пределами. Также крупным объединением является Русская древлеправославная церковь, охват которой, впрочем, не столь широк.

Современные старообрядцы

Также внутри РПЦ имеются единоверческие общины, которые духовно окормляются единоверческими священниками.

Видео

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий