Стоглавый собор 1551 года

В России с древних времен вопросы и дела вероучения, устройства и дисциплины в религиозно-нравственной жизни решались на поместных соборах Русской Церкви. Именно там определялись главные принципы жизни православной страны и даже намечались, в определенной степени, ее стратегические планы. Одним из наиболее значимых считается Стоглавый собор 1551 года.

Когда и как проходил?

Стоглавый собор 1551 года
Фото: Russlovo.today

В Москве с 23 февраля по 10 мая 1551 года проходило грандиозное мероприятие – поместный собор Русской Церкви. В главном Успенском соборе в Кремле по инициативе митрополита Макария собрался весь цвет русского православного общества.

На соборе присутствовал царь Иван Грозный, его наставник протопоп Сильвестр, все высшее духовенство страны и родовитые бояре из Боярской думы. Духовенство было представлено 9 архиепископами со всех концов России:

  • Тверская епархия – архиепископ Акакий;
  • Смоленская епархия – архиепископ Гурий;
  • Рязанская епархия — архиепископ Касьян;
  • Пермская епархия — архиепископ Киприан;
  • Ростовская епархия — архиепископ Никандр;
  • Крутицкая епархия – архиепископ Савва;
  • Суздальская епархия — архиепископ Трифон;
  • Новгородская епархия — архиепископ Феодосий;
  • Коломенская епархия — архиепископ Феодосий.

Кроме этого представительства высшего духовенства в соборе принимали участие многие архимандриты, духовные старцы. Не забыли пригласить также воинство и других влиятельных лиц светского общества.

Повестка собора

Стоглавый собор
Фото: Flickr.com

Автором повестки был протопоп Сильвестр, который являлся прогрессивным священником историком и литератором. Совместно с митрополитом Макарием, по инициативе царя они решили пересмотреть священные обычаи, которые не выполнялись, ранее принятые законы были забыты и божественные заповеди не исполнялись. Кроме этого, не было единообразия, в епархиях службы проводились по-разному, что могло привести к ереси и расколу.

В повестке было 37 вопросов, но по ходу работы собора добавились еще 32. Исходя из того, что повестку составлял духовный наставник Иоанна Грозного, понятно, что именно эти темы волновали царя, как необходимые для укрепления государственности. Среди них такие важнейшие темы, как:

  1. О богослужениях в церкви, их порядке, уставности, исполнении чинов, иконописании, крестном знамении и церковных обрядах.
  2. О порядке в епархиальном управлении, суде, надзоре за духовенством, пресечении злоупотреблений светских чиновников в отношении духовенства и населения.
  3. Управление имуществом монастырей и обителей, устранение злоупотреблений с их имуществом, выкорчевывание пороков разного рода в жизни монахов.
  4. Об улучшении положения мирян, связанного с религией: против волшебства и колдовства, язычества и скоморошества, азартных игр и прочего.
  5. Рассмотрение нового судебника и уставных грамот и многих других вопросов внутренней политики.

Только приведенная малая часть повестки говорит о том, что собор имел огромное государственное значение. Но участники проделали этот титанический труд за малый промежуток времени, заседания, начатые 23 февраля, закончились в первых числах мая.

Разумеется, несмотря на то, что митрополитом Макарием и протопопом Сильвестром была проделана большая подготовительная работа, предложены проекты решений, собор много спорил по каждому вопросу. Дело в том, что на нем столкнулись мнения двух противоборствующих партий в среде духовенства. Одна из них считалась более прогрессивной и тяготела к латинянству, а вторая – считала, что все нерусское, отрицающее традиции отцов, идет во вред нашей стране.

Открыл собор царь Иван Грозный, который произнес величественную речь с молитвами к Святой Троице и всем Небесным Силам, упомянул святых, в Великой России просиявших. Рассказал о прежних Соборах, где были канонизированы русские святые. И в итоге царь обращается к участникам собора с просьбой дать совет и оказать помощь в устранении тех нестроений, которые мешали развитию церковно-общественной жизни:

…о всем о сем довольно себе духовне посоветуйте. И на среди Собора сие нам возвестите, и мы вашего святительскаго совета и дела требуем и советовати с вами желаем о Боже утвержати нестройное во благо (гл. 4, с. 267)

Решения собора

Церковь при Иване Грозном
Фото: Flickr.com

Список постановлений собора был огромный и включал в себя 100 глав. Отсюда и его название «Стоглав», а собор стали называть Стоглавый. Самой главной особенностью решений является их компромиссный характер, они не были явно направлены против одной из сторон. Хотя, конечно, партия Макария получила больший вес, и это было важно для сохранения единства в обществе, давало возможность царю спокойно проводить реформы.

Решения Собора стали изменять церковно-общественную жизнь, оказывать влияние на недостатки, разрешать вопросы, волновавшие православных людей того времени. Но при этом компромиссность решений давала возможность противникам царя и митрополита не выполнять некоторые пункты, толковать их по-своему. Поэтому сказать, что Стоглавый Собор повернул течение жизни в другую сторону, сказать нельзя.

Некоторые решения Стоглава позднее, в 17 веке были отменены и преданы анафеме.

Некоторые церковные историки считают, что Стоглавый Собор 1551 года служит только памятником жизни православного общества того времени, но не оказал большого влияния на жизнь людей. Исполнять его те, кому не нравились решения, не собирались, поэтому оставили все, как было прежде. Но это частные мнения, которые несомненно оспариваются другими исследователями. В пользу первого мнения говорит, например, тот факт, что о Стоглавом Соборе в летописях 16 века ничего не сказано, о нем найдены упоминания только в 17 веке.

Видео

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (3 оценок, среднее: 4,33 из 5)
Загрузка...
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий