Стяжательство – это деятельное стремление к обладанию богатством, неумеренное желание получать материальные блага и выгоды. По сути, это тоже самое, что алчность, сребролюбие, корыстолюбие. Стяжательство является одной из восьми греховных страстей, так как приводит к заботам и попечениям об умножении материальных благ в ущерб попечению о духовных ценностях. Кроме этого, оно порождает у людей зависть, внутреннюю злобу, страх утраты накопленного.
Одержимость богатством
Стяжательство простыми словами это страсть к обладанию имуществом и деньгами сверх того, что необходимо для жизни. Святые отцы считали, что эта страсть является чужеродной для человеческой природы. Например, блудная страсть или чревоугодие имеют отношение к природе человека, так как их может требовать тело. Но стяжательство наступает на душу извне, не имея отношения к естественным потребностям. При этом, попав в сердце, эта страсть может затмить все остальные.
Апостол Павел в 1 послании к Тимофею называет сребролюбие корнем всех зол. И это не удивительно, ведь из любви к деньгам на глазах апостола Павла, Иуда Искариот совершил самое страшное преступление из всех совершенных на Земле: предательство своего Господа. За 30 серебряных монет он отдал Спасителя на казнь.
В народе существует поговорка «чем больше денег, тем больше их хочется». Душа, поглощенная заботами о преумножении богатства, становится мелочной и жалкой. Накопив денег, одни тратят их на развлечения и роскошь, а другие скрупулезно считают и хранят, опасаясь возможных бед и катаклизмов. Они не дают в долг, не делятся с ближними, постоянно боятся утратить свое богатство. О каком уповании на Господа может идти речь? Люди надеются только на деньги, которых стремятся накопить все больше и больше.
К стяжательству приучают детей с самого юного возраста, учат их быть успешными, чтобы затем стать богатыми, хорошо зарабатывать и накопить много денег. Души малышей заняты мечтами об успехе, деньгах и новых вещах. Кто тут вспомнит о Боге и вечной жизни?
Святитель Иоанн Златоуст считает, что стяжательство возникает от тщеславия. На вопрос, от чего оно овладевает человеком, он отвечает:
«От тщеславия и крайней беспечности. Страсть к деньгам сильнее и неистовее других страстей и может причинить большие скорби. Сребролюбцы не наслаждаются и тем, что имеют, как потому что не уверены в своей безопасности, так и потому, что устремлены тому, чего еще не получили»
Отношение к богатству в христианстве
Христианство не порицает стремление людей быть богатыми и успешными. Но когда это стремление становится страстью и одолевает человека, это гневит Бога. Стоит вспомнить евангельскую притчу о богатом человеке. Это был успешный предприниматель, который всегда жил в достатке. Но, собрав богатый урожай, которым наполнил все свои житницы, он понял, что хранилищ не хватает для размещения добра. Тогда вместо того, чтобы поделиться излишками с бедными, пожертвовать часть урожая, он велел сломать старые хранилища и построить большие по размеру. Но Господь ответил ему:
«Безумный! Сегодня ночью душу твою заберут, кому останется твое добро?» (Евангелие от Луки 16:21)
В притче не осуждается богатство человека, а вот накопление излишек, которые не нужны для улучшения жизни, вызвало гнев Бога. Человек мог стать благодетелем для многих, за что получить награду на Небесах, вместо этого он лишил себя этой возможности, занимаясь стяжательством.
Можно вспомнить притчу о богатом юноше, который спросил Иисуса Христа, как можно спастись? Когда ему было предложено раздать свои имения и имущество, он загрустил и отошел от Господа, предпочитая земные богатства Вечной жизни в Царствии Небесном. Стяжательство победило желание спасения.
Как одолеть страсть стяжательства?
Подвиг преодоления этой страсти крайне тяжел. Человеку придется постоянно контролировать свои помыслы и отказывать себе во многом. Церковь предлагает следующий путь:
- Укрепление веры и забота о духовных богатствах, а не земных.
- Постоянная благодарность к Богу за то, что Он дает, даже в мелочах. Не роптать на Бога, а предать себя в Его руки.
- Не стремиться к излишествам, довольствоваться тем, что есть. Если Господь не дает богатства, значит так лучше для человека, ведь все Господь делает из любви.
- Определить меру накопления. Не откладывать «на черный день», про запас. Лучше использовать на поездку по святым местам, на лечение. Накопить на эти вещи – не грех.
- Лечить себя благотворительностью. Помогать армии, детям, старикам. Делать это бескорыстно и непублично.
Избавившись от стяжательства, душа почувствует себя свободной, чистой и стремящейся к Богу!