Теоцентризм – это философская концепция, в основе которой лежит представление о том, что Бог является центром вселенной, а все явления и события происходят по Его воле и в соответствии с Его планом. Это понятие получило распространение еще в первые века христианства. Происхождение этого слова имеет латинские корни: «тео» означает «Бог», а «центризм» происходит от латинского «centrum», что означает «центр чего-либо».
Характерные черты теоцентризма
Как мировоззрение, теоцентризм это система взглядов и философия, имеющая ряд характерных черт, к которым следует отнести:
- Бог является основой всего сущего.
Основная идея теоцентризма заключается в том, что Бог является центром бытия всего сущего. Все явления и события в мире рассматриваются как проявления воли и Бога и происходят под его непосредственным руководством.
- Приоритет духовного над материальным.
В теоцентрическом подходе духовные ценности, такие как вера, милосердие, сострадание и служение Богу считаются более важными и высокими, чем материальные и мирские достижения. Люди, придерживающиеся теоцентризма, обычно ставят духовную жизнь и религиозное служение в центр своего существования.
- Послушание Богу.
В рамках теоцентризма считается, что целью жизни человека является служение и подчинение Божьей воле, стяжание небесного Царства. Сторонники этой концепции стремятся жить в соответствии с моральными и религиозными принципами, заданными Богом, и устраивают основу своей жизни таким образом, чтобы их действия отражали эти принципы в полной мере.
Также следует отметить, что концепция теоцентризма неразрывно связана с религиозной составляющей жизни человека. Иными словами, он может быть связан с различными религиями, такими как христианство, ислам, иудаизм. Однако именно христианство развило ее от слепого послушания воли божества к идее синергии, то есть соработничества Бога и человека в деле спасения от греха во благо последнего.
История развития
В целом, теоцентризм в философии был присущ человеку во все времена. На протяжении истории концепция развивалась, получала новые формы и значения. В то же время ей приходилось и конкурировать с другими мировоззренческими позициями, которые нередко противопоставляли себя теоцентризму и даже были созданы на волне отказа и критики религии.
Историю развития теоцентризма можно рассмотреть в разрезе следующих исторических эпох, которые проживало человечество:
- Древний мир
Во многих древних культурах теоцентризм был преобладающей религиозной и философской концепцией. Древние цивилизации, такие как Египетское царство, Месопотамия и Индия придавали большое значение божествам и полагали, что все явления и события в мире являются источником их воли.
В тоже время цивилизации, которые принято характеризовать, как античные (Древняя Греция и Рим), постепенно отходили от верований своих предков, как и от идей теоцентризма в принципе. В основе их мировоззрения лежала идея космоцентризма – представления о том, что в основе всех мировых процессов лежит гармония космоса.
Под космосом античные мыслители понимали не космическое пространство, как его описывает современная астрономия, а некий порядок мира, благодаря которому возможно все сущее.
- Средние века
В христианстве идеи теоцентризма достигли пика в средневековье, особенно в поздний его период. В философии этого времени преобладало учение о том, что Бог является источником и целью всего сущего, а люди должны стремиться к служению Божьей воле. При этом отличные от этого идеи порицались, а в ряде европейских стран и жестко наказывались.
- Эпоха Просвещения
Время Просвещения пришлось на XVII-XVIII века. С развитием научного и рационального мышления, теоцентризм стал подвергаться критике. Антропоцентризм начал вытеснять теоцентристические концепции, поскольку возымело место представление о возможности понимания мира разумом без прямого вмешательства Господа.
- Новое время
В конце XIX и в XX веке наступила эпоха секуляризации и усиления представлений о разделении религии и остальных сфер жизни общества. На этом фоне теоцентризм стал еще менее популярным.
- Современность
В настоящее время теоцентризм продолжает существовать в рамках религиозных учений и философских систем, но зачастую он сосуществует рядом с антропоцентрическим подходом. Так, вопреки распространенному мнению, христианство не противоречит науке, считая возможность человеческого познания свойством, данным ему Создателем.
Представители теоцентризма
Рассмотрим наиболее ярких авторов, философов и богословов, которые развивали данный принцип в различные исторические периоды:
- Аврелий Авгутстин (354-430 гг.)
Блаженный Августин был одним из наиболее влиятельных богословов среди христианских представителей теоцентристской мысли. В своих работах он утверждал, что Бог является источником всего сущего и что все в мире существует и функционирует только благодаря Божьей воле.
- Фома Аквинский (1225-1274 гг.)
Итальянский философ и теолог Фома Аквинский один из основоположников традиций схоластики. Он развивал учение о теоцентризме, утверждая, что Бог является истинным идеалом совершенства, а материальный мир есть лишь отражение Божьей мысли.
- Симеон Новый Богослов (949-1022 гг.)
Святитель Симеон Новый Богослов – один из наиболее почитаемых православных святых, который проповедовал учение о единстве с Богом, то есть он учил, что высшим достижением человека является соединение с Божественной сущностью.
- Григорий Палама (1296-1359 гг.)
Святитель учил, что Бог является недоступным для познания и проникновения разума человека в Его суть, но может быть узнан опытно-личностным образом через преображение и благодать, достижимые методами, предлагаемыми Церковью (в первую очередь, через участие в Таинствах).
- Павел Флоренский (1882-1943 гг.)
Русский богослов, философ и иконописец Павел Флоренский является одним из ключевых представителей православного теоцентризма в современности. Он утверждал, что Бог лежит в центре всего бытия, а истинное знание может быть достигнуто только через познание Господа.
В чём отличие между антропоцентризмом, космоцентризмом и теоцентризмом?
Все три представленные концепции предлагают разные взгляды на бытие этого мира и роли человека в нем. О теоцентризме было уже сказано немало, вкратце рассмотрим, что собой представляют конкурирующие воззрения.
- Космоцентризм.
Концепция, снискавшая популярность в античные времена. По представлениям ее сторонником все сущее в мире обеспечивается гармонией космоса, а человек лишь часть этого порядка. В противоположность ей выставляется хаос – отсутствие гармонии и порядка.
- Антропоцентризм.
Антропоцентризм – понятие, возникшее в эпоху Просвещения. По представлениям его сторонников, средоточием всего сущего является человек, а познание мира возможно только через разум и логику. Бог в этой концепции – лишь сторонний наблюдатель, а особо радикальные ее сторонники и вовсе отрицают его существование в картине мира.