Типикон – это богослужебная книга, которая устанавливает порядок православного богослужения. Также это Богослужебный Устав Православной Церкви. Он представляет собой регламент, набор правил и предписаний, связанных с богослужебной практикой.
Этимология слова
Слово «типикон» имеет греческое происхождение. Оно происходит от термина «τυπικόν», которое, в свою очередь, является производным от «τύπος», что означает «образец» или «устав». Специалисты отмечают, что «τύπος» может иметь ряд иных значений («вид», «норма», «модель»), которые лексически близки между собой. Соответственно, «τυπικόν» приблизительно переводится, как «составленный по образцу».
В русском языке нет близкого к этому понятия, поэтому греческий термин был калькирован практически без изменений в форму «типикон», которая употребляется в церковной среде и поныне.
В православной среде слово «типикон» начало употребляться для обозначения книги, в которой были собраны все необходимые указания и правила, касающиеся богослужебной практики и проведения тех или иных обрядов. Однако рассматриваемый термин не ограничен только лишь ее определением. Так, что такое типикон, если рассматривать данное понятие в целом?
Типикон в широком смысле — это общепринятая в той или иной поместной церкви богослужебная традиция. Следует отметить, что она не является статичной в своем развитии, то есть традиция может меняться со временем, а также иметь ряд локальных особенностей. При этом эволюция богослужебной практики не является каким-либо нарушением или отступлением от веры, поскольку она не посягает на основу основ православия, которые выражены в догматах. Так, к примеру, все православные христиане принимают и исповедают «Символ веры», в котором заключены основные истины вероучения. В то же время богослужебная практика может различаться не только в разных поместных церквях, но и даже в пределах одной епархии.
История составления типикона
История составления типикона охватывает весьма значительный временной период, однако своими корнями богослужебный устав уходит еще в ветхозаветные времена. Рассмотрим процесс развития, утверждения и изменения правил и предписаний, связанных с богослужебной практикой.
Ветхозаветное время
Систематические богослужения в ветхозаветное время начались со времен Моисея и обрели оконченный вид при Соломоне, когда был построен Иерусалимский храм. В нем происходило основное богослужение, заключающееся в периодическом приношении жертв и молитвах. По сути, в полной мере было доступно только священникам и левитам, служившим в храме.
Одним из наиболее важных аспектов ветхозаветного богослужения было приношение жертв. Жертвоприношение имело символическое значение и представляло собой акт поклонения Богу. Ветхозаветные жертвы были кровавыми. В качестве них использовались жертвенные животные. Христианство отказалось от практики кровавых жертвоприношений, в нем имеет место учение о бескровной жертве, совершаемой на каждой литургии.
Помимо жертв, ветхозаветное богослужение также включало множество других элементов, таких как молитвы, песнопения, чтение из Священного Писания и благословение от священников. Богослужение проходило в строго определенном порядке, подчиненном правилам и предписаниям священных книг и текстов. Собственно, его особенности отражены в таких книгах, как «Исход», «Числа», «Второзаконие» и некоторых других.
Иерусалимский храм имел крайне важное значение в духовной жизни древнееврейского народа. Однако после его разрушения стали появляться синагоги, в которых духовные лидеры толковали писание, пели псалмы, проводили проповеди. Однако они не могли заменить храм, поскольку жертвы могли приноситься только в нем.
Следует отметить, что строгие правила совершения богослужений в ветхозаветное время в значительно видоизмененном виде восприняла ранняя христианская церковь, на основе чего в последующем возникали различные церковные уставы, предписания и традиции.
Ранее христианство
В первые годы существования христианства верующие во многом придерживались ветхозаветных традиций. В целом, это вполне объяснимо, поскольку изначально многим оно и вовсе не представлялось вне иудейской картины мира.
Однако благодаря миссионерским свершениям апостолов и их последователей христианство стало быстро распространяться среди населения всей Римской империи, включающей сотни народов и множество культур. Становится очевидно, что Христос является Спасителем всего человечества, а не только представителей еврейского народа. Таким образом, со временем происходит отход от богослужебных практик ветхозаветного времени и значительное их переосмысление в контексте христианского вероучения.
Значимым событием, определившим окончательное размежевание между христианством и иудаизмом, стало разрушение Второго иерусалимского храма, случившееся в 70 году новой эры.
Постепенно основными элементами богослужебной традиции в ранней Церкви становятся:
- Библейские чтения. Обычные богослужения раннего христианства включали чтение Священного Писания, чтобы просветить верующих и укрепить их веру. Читались Евангелия, послания апостолов и другие важные тексты, в том числе из корпуса ветхозаветных книг и писаний.
- Молитва. Молитвенная практика была неотъемлемой частью раннего христианского богослужения в целом. Наиболее известная молитва этого периода – «Молитва Господня» или «Отче наш», которую Христос заповедал своим ученикам.
- Евхаристия. Евхаристия или причастие была центральным моментом богослужения раннего христианства, собственно, как и в наше время. Верующие собирались вместе, чтобы принять тело и кровь Христа через хлеб и вино, считая это важным источником вечной жизни и условием для спасения.
- Крещение. Крещение являлось одновременно исповеданием веры и актом принятием в христианскую общину. Начиная со времен раннего христианства, крещение проводилось надо всеми уверовавшими и сопровождалось специальными обрядами, которые со временем видоизменялись, не меняя при этом сути таинства.
Широкое распространение христианства со временем требовало приведение разрозненных богослужебных практик к единому образцу, что ознаменовало появление первых уставов, которые появились в монашеской среде.
Первые типиконы
Яркой вехой в развитии христианства становится возникновение монашества. Появилось оно в III веке в Египте. Первоначально монахи были отшельниками, которые уходили в безлюдные места для совершенствования в духовной жизни и делании. В последующем стали возникать сформированные общины – монастыри, для которых были разработаны строгие правила общежития. Появление первых типиконов непосредственно связано с развитием общежительного монашества.
Первые типиконы в ранней церкви были созданы восточными отцами церкви и монахами, которые составляли порядок совершения богослужений и последовательность совершения обрядов. Они обычно включали часословные каноны (молитвы, песнопения и чтения, сопровождающие богослужения), а также подробные правила и предписания.
Так, среди них следует выделить:
- Устав Пахомия Великого.
- «Большой Аскетион» святого Василия Великого.
- Синайский патерик.
Отдельно следует упомянуть Иерусалимский устав, имеющие важное значение.
Иерусалимский устав с учетом внесенных в него со временем изменений и сокращений, является общепринятым в Русской Православной Церкви.
Его составителем является Савва Освященный, который переработал ряд иных типиконов. Иерусалимским устав назван по той причине, что обитель, в которой подвизался его автор, находилась рядом с Иерусалимом – городом, имеющим значительную важность для христиан.
Студийские уставы
Студийские уставы – корпус предписаний и установлений о богослужебной практике и монашеском делании, который был разработан и принят в Святом Стефановом монастыре, также известном как Студийская обитель, в Византии в IX веке. Эти уставы представляют собой важную часть в истории монашества.
Студийские уставы были направлены на регулирование каждой сферы жизни монастыря, включая обряды, молитвы, правила, назначение настоятеля и распределение обязанностей монахов. Они также определяли и устанавливали правила поведения, постулаты веры и требования к отношениям внутри монастырского сообщества.
Важная особенность Студийских уставов заключается в их стремлении к соблюдению раннехристианской традиции. Они считаются более простыми в соблюдении, а на богослужениях отсутствовали многие ранее принятые элементы.
Студийский типикон был распространен в Византийской империи и подчиненных Вселенскому патриархату землях вплоть до падения Константинополя.
Возврат к Иерусалимскому уставу
Ослабление Византийской империи означало ограничение влияния Константинопольского патриархата, что породило стремление во вновь организуемых Поместных Церквах к возвращению к практике Иерусалимского устава. Однако первоначальный типикон был утерян, поэтому нынешний иерусалимский устав имеет множество заимствований из Студийского.
На Руси
С крещением Руси в 988 году монастырская и приходская жизнь осуществлялась в рамках Студийского устава, принятого в Византии. Однако уже с XIV века наблюдается переход на Иерусалимский устав, который до наших времен является общеупотребимым.
В XVII веке особую роль в истории России сыграл патриарх Никон. Он провел значительную реформу в церковной жизни и изменения в типиконе, зафиксировав их в Соборном Уложении 1649 года. Однако они вызвали раскол в Церкви и возникновение старообрядчества.
Разделы Типикона
Богослужебный устав, который принят в современной РПЦ, состоит из двух разделов, которые, в свою очередь, поделены на главы.
- 1 раздел. Первые главы данного раздела содержат указания на порядок совершения богослужений, священных действий, особенности поведения во время службы в храме. Также определяются общие принципы общежительного монашества. Особое значение имеет 33 глава книги, в которой определены пищевые ограничения во время постов. Значительную часть типикона составляет месяцеслов, в котором указано последование суточного круга богослужений в разные месяцы года. Также имеются указания на совершение служб в период Великого поста и Страстной седмицы, и некоторые иные особенности.
- 2 раздел. Второй раздел известен как «храмовые главы». В них прописывается порядок богослужений в храмовые, престольные праздники. Также здесь размещена Пасхалия, по которой рассчитывается дата празднования Пасхи, которая меняется каждый год.
Где применяют?
Исполнение предписаний, указанных в типиконе, является крайне желательным для членов Церкви в целом. Однако следует отметить, что соответствующие предписания рассчитаны, в первую очередь, на монашествующих. Так, к примеру, открытым остаются правила поста. Указанные ограничения в пище по типикону являются обязательными для монашествующих, в то время как миряне редко соблюдают их в полной мере, руководствуясь советами духовников и общепринятой на приходе практикой.
Порядок совершения богослужений также соблюдается не в полном объеме даже в монастырях, не говоря уже о приходских храмах. Таким образом, типикон во многом представляет собой правила, к которым следует стремиться, однако в современной церковной жизни его предписания в полной мере не исполняются за редким исключением.