Церковная десятина – что это такое?

Церковная десятина – это десятая часть дохода прихожанина в пользу религиозной общины. Кто-то убежден, что в святом месте недопустимы даже добровольные пожертвования за требы, а кто-то, напротив, настаивает на введении специального налога – десятины, ведь это уже было в истории церкви.

В Ветхом Завете

Церковная десятина в Ветхозаветные времена

Если бы современный человек с помощью машины времени оказался в древнем Израиле, он был бы поражен сложностью налоговой системы. Поскольку вся жизнь иудеев была пронизана религиозными установлениями и нормами, никого не удивляла необходимость материальной поддержки «дома Господня».

Из книги «Числа» мы узнаем, что простые евреи приносили каждый год десятину (др.-евр. מַעְשַׂר) от своих доходов в храм. Предполагалось, что она будет потрачена на содержание левитов. Те, в свою очередь, от полученных средств отдавали десятую часть священникам.

Левиты – это часть еврейского народа, родоначальником которой был третий сын патриарха Иакова (Израиля) по имени Левий. Из всех 12-ти колен только они не имели земельного надела, поскольку должны были служить Богу. Первоначально под левитами понимались все потомки Левия, в том числе коэны (священники), происходившие от Аарона (который тоже был одним из потомком Левия). Однако со временем в обиходе под левитами стали понимать второстепенных служителей храма – певчих, охрану, музыкантов и др.

Однако раз в три года жертва предназначалась не только левитам: в первую очередь она шла на поддержание неимущих. Об этом сообщает «Второзаконие». Здесь же говорится еще об одном религиозном налоге: ежегодное принесение части первого урожая. Под урожаем понимались не только продукты земледелия, но и все плоды, собранные с деревьев, а также скот.

Во времена Иосифа Флавия (37–95 гг.) религиозное налоговое бремя еще более возросло. Древнееврейский историк писал, что в I веке существовали уже две ежегодные десятины, а в 3-ий и 6-й годы традиционного семилетнего цикла добавлялся еще один налог.

Книги «Левит», «Числа» и «Второзаконие» вносят поправки в толкование самого понятия десятины и ее размера. При переводе в денежный эквивалент она составляла 12%. К ней добавлялось еще столько же на пожертвования, предназначенные исключительно для левитов и 4% на благотворительность. В сумме набегало 28%. Когда вместо денег приводился скот, то считали 24%.

Между тем, храмовая десятина и другие пожертвования воспринимались людьми как само собой разумеющееся дело. Считалось, что землю им дал Господь, и поэтому неуплата налога – это «обкрадывание Бога», о чем недвусмысленно говорил пророк Малахия.

Сама традиция отдавать именно десятую часть уходит корнями в глубокую древность. Впервые она упоминается в Книге Бытия. Когда праотец Авраам вызволил из плена племянника Лота, он возвратился с военными трофеями, десятую часть которых отдал первосвященнику и царю Мелхиседеку. Вероятно, в те времена подобный обычай уже существовал.

В ранней церкви

Церковная десятина

В Новом Завете нет ни одного прямого указания на то, что последователи Христа должны платить десятину. Однако сам Спаситель предстает исправным налогоплательщиком – об этом рассказывает апостол Матфей в 17 главе Евангелия. Христос не раз произносит слова о том, что он «не нарушить пришёл…, но исполнить (закон).» Он вообще ничего не отменял, а лишь напоминал людям о главном – о любви и милости, поднимая иудейские установления на доселе небывалую высоту.

После того, как Христос видимым образом оставил своих последователей, перед ними встали не только вопросы духовного характера, но и чисто практические проблемы. Правда, еще при земной жизни Спасителя в общине была общая касса, за которую, кстати, отвечал апостол Иуда Искариот, по известным причинам переставший исполнять свои обязанности.

Деньги в нее вносились исключительно добровольно, причем ни один из евангелистов не называет имена конкретных жертвователей и суммы, которые они отдавали. Исключение составляет лишь Сусанна, от которой вскользь упоминает евангелист Лука.

В «Деяниях» и «Посланиях» апостолов финансовому вопросу уделяется уже заметно больше внимания, чем в Евангелии. Читая эти книги, мы узнаем, что и здесь церковной десятины не существовало как таковой. Причина была проста – добровольный налог ничем не ограничивался. На первых порах каждый отдавал «сколько позволит ему состояние», а некоторые расставались абсолютно со всем своим имуществом.

Апостол Лука честно рассказывает об одном весьма неприятном эпизоде, служившемся в христианской общине, когда супруги по имени Анания и Сапфира решили обмануть братьев и сестер во Христе и скрыть от них часть денег, создав иллюзию, будто они тоже принесли все свои средства. Исход для семейной пары оказался плачевным, но апостолы, опираясь на этот пример, вновь и вновь напоминали христианам, что ни о какой десятине речь идти на может, все пожертвования вносятся только добровольно и посильно.

Время шло, апостолы оставили земной мир, и их последователям приходилось решать новые насущные задачи. В истории сохранился апокриф под названием «Апостольские постановления», автором которого принято считать апостола от 70-ти Климента I Римского.

В этом документе недвусмысленно проводится параллель между ново- и ветхозаветным священством, которое «питалось от алтаря» за счет десятины. Автор полагает, что Спаситель освободил от принесения в жертвы животных, но не от благотворительности.

Важно отметить, что жертва должна разделяться:

  • к алтарю приносятся только вино и хлеб (во время сбора урожая к ним добавляются колосья и виноград);
  • епископы получают «начаток гумна и точила», а также другие плоды трудов христиан;
  • часть пожертвований отдается неимущим.

Эти приношения были единственным источником существования раннехристианских общин.

В Западной Европе

Церковная десятина в Европе

Опираясь на апостольские постановления, западное христианство, которое всегда тяготело к юридизму, породило учение об обязательной церковной десятине. Этот процесс начался в VI веке с принятия ряда правил, требования которых постепенно ужесточались:

  • Турский собор, который состоялся в 567 году, рекомендовал прихожанам вносить десятую часть доходов;
  • Маконский собор 565 года принял постановление об отлучении от церкви всякого, кто уклоняется от оплаты;
  • в 779 году «отец Европы» Карл Великий издал закон, превративший десятину в обязательный налог.

Император строго регламентировал сферы использования собираемых средств, разделив их на три части: на храмы, помощь неимущим и духовенство.

Со временем четкие границы размывались, денежные потоки выходили из-под контроля, бОльшая их часть поступала к папскому двору. При этом поборы становились все беспощаднее. Вместе с другими вескими причинами это привело к серьезным недовольствам среди народа и в итоге – к Реформации.

Однако и после раскола десятина в Римско-католической церкви продолжала существовать до второй половины XVIII века. Французская революция положила конец ее взиманию в 1789 году. За ней последовали и другие европейские страны. Дольше других – до 1836 года – она просуществовала в Великобритании.

У многочисленных протестантских деноминаций, которые главной своей целью ставили «оживление» веры и возвращение к апостольским временам, вопрос о десятине в церкви решался по-разному.

Сегодня в Европе десятина как таковая заменена так называемым церковным налогом. В шести государствах (Дания, Германия, Австрия, Швеция, Швейцария, Финляндия) он обязателен (но от него можно отказаться), в других – сугубо доброволен.

Исследования, проведенные в 2019 году, показали, что в первом случае количество плательщиков составляет от 68 до 80 %, во втором – от 14 до 23 % (в Португалии и Испании соответственно). Характерно, что, согласно опросам, посещаемость богослужений и вообще внутренняя религиозная жизнь человека никак не связаны с уплатой этой новой версии церковной десятины.

В России

Церковная десятина на Руси

Восприняв христианство от Византии, наша страна стала наследницей ее традиций в церковном устроении. Поэтому равноапостольный князь Владимир, вслед за византийскими правителями, полагал, что поддержку церкви должна оказывать государственная власть и представители правящего слоя, поэтому десятиной на Руси облагались только князья. Они вносили ее от «жита», «стад», «торгов» и других доходов.

Символом великокняжеской десятины в Древней Руси стала одноименная церковь в Киеве, построенная в конце Х века святым князем Владимиром. Десятинную церковь не раз постигала трагическая участь: ее разрушили при хане Батые, но впоследствии восстановили. Второй храм разрушили в 1820-х годах и возвели на его месте новый, но и его уничтожили большевики. Сегодня увидеть замечательный памятник древнерусского зодчества можно только в виде реконструкции.

Такое положение сохранялось вплоть до XIII века, то есть до начала монгольского нашествия. Резкое снижение доходов всего населения, в том числе князей, привело к тому, что вносить десятину на Руси стало просто не с чего. Чтобы все же поддержать церковь, вместо привычных взносов стали передавать земельные наделы.

В более поздний период, когда указом Петра I было упразднено патриаршество, и церковь попала в зависимость от государства, священники должны были получать жалование. На практике это случалось далеко не всегда, поэтому приходские батюшки жили от своих трудов или от приношений прихожан. Однако фиксированной десятины так и не было введено вплоть до революции 1917 года.

В советское время жизнь церкви едва теплилась в тесных объятиях власти, и, разумеется, ни о какой десятине речь идти не могла. Совсем иначе жили члены Русской православной церкви за рубежом. Здесь существовали сплоченные приходские общины, которые добровольно приняли решение о возобновлении у себя десятины. Именно это позволило им выжить в новой реальности.

С началом оживления религиозной жизни в 1990-х годах одной из важных проблем стала материальная сторона. Церковь лежала в руинах в прямом и переносном смысле слова, и восстанавливалась с неофитским энтузиазмом. Пожертвования вносили все, кто мог, но они так и не превратились в обязательную десятину.

Заключение

Сегодня среди иерархов Русской Православной церкви вопрос о введении десятины не обсуждается. Для всех очевидно, что современная ситуация далеко не тождественна ни апостольским временам, ни тому порядку, по которому взималась церковная десятина на Руси. Примеры Западной Европы показывают, что обязательный налог тоже не способствует углублению духовной жизни человека. Поэтому остается один вариант – добровольные пожертвования прихожан.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий