Утреня — что это такое?

Утреня – это самое продолжительное из ежедневных богослужений суточного круга в православной церкви. Также встречается название заутреня, но оно считается разговорным и применяется в Церкви только в отношении утрени Пасхи. Согласно Уставу это богослужение совершается утром, отсюда его название. Суть утрени в том, что это благодарственная служба, в которой люди славят Господа за прожитую ночь, свое пробуждение и наступление нового дня.

Виды

Утреня

Различается три вида утрени:

  1. Вседневная.
  2. Славословная (праздничная, воскресная).
  3. Полиелейная.

Кроме этого, есть несколько утреней, которые имеют применение лишь несколько раз в году. К ним можно отнести:

  • Аллилуйная утреня, которая служится в Великий Пост. Она дополняется особыми песнопениями и молитвами, например, молитвой Ефрема Сирина, чтением жития Марии Египетской, выносом Плащаницы, Крестным ходом и другими особенностями.
  • По особым дням совершается заупокойная утреня.
  • Пасхальная утреня служится во все дни Светлой седмицы, а также при праздновании отдания Пасхи.

Состав молитв, песнопений, их порядок и последовательность регламентированы Типиконом. Тексты молитв для утрени можно найти в следованной псалтыри, служебнике, минее, часослове, триоди, других богослужебных книгах и различных пособиях.

Вседневная утреня

Вседневная утреня

Согласно Типикону в чин вседневной утрени включены: обычное начало, благословение, чтение 19 и 20 псалмов, некоторые тропари, ектения, каждение и чтение шестопсалмия. Затем поется великая ектения, тропари. Читаются кафизмы, седальны. Отдельно прочитывается Псалом 50, после него каноны и стихиры на хвалитех. Продолжается утреня великим славословием, еще одной ектенией, стихирами на стиховны, молитвой «Отче наш». После тропарей звучит отпуст.

Праздничная утреня

Праздничная утреня

Более широкий перечень молитв и песнопений в праздничной утрене. Так, после кафизм и седальн поется полиелей. В воскресение праздничная утреня расширяется за счет пения благословенных, антифонов и ипакоев, а также чтением Евангелия. После евангельского чтения поется «Воскресенье Христово видевши».

Следует пояснить, что праздничная утреня, которая сочетается с Великой Вечерней и 1-м часом, называется Всенощное бдение.

Полиелейная утреня

Полиелейная утреня

Согласно Уставу полиелей (переводится как многомилостие) проводится накануне великих праздников, а также при престольном празднике конкретного храма. Эта служба дополняется величаниями из отдельных псалмов.

По составу утреню можно поделить на две части, имеющие разное происхождение. Это кафедральная или городская часть, и монашеская часть.

Кафедральная часть считается более древней, имеет происхождение от службы, совершаемой на рассвете в Иерусалимском храме Воскресения Христова. Ее начали проводить с 4 века, и оканчивалась она великим славословием.

Вторая часть, сложившаяся в практике монастырских богослужений, совершалась ночью. Она известна с 5 века. Примерно в это же время службы были соединены и совершались в монастырях в том виде, в каком дошли до современности.

Время совершения утрени

Утреня служба

Стоит отметить, что в приходских храмах вне монастырей утреня совершается, чаще всего вечером, соединяясь с вечерней. Такая практика отступления от устава появилась в Русской Православной Церкви еще в 19 веке.

До 18 века службы в храмах совершались три раза в сутки: в 3 часа утра служилась утреня, в 8 часов – Часы и Литургия, в 15 часов – вечерня. Это был порядок монастырских и приходских богослужений, который строго соблюдался.

Но с 19 века в Москве и Санкт-Петербурге стали служить 2 раза, при этом утреню перенесли на вечер. Такое нововведение диктовал изменившийся ритм жизни, развитие промышленности. Церковные авторитеты восприняли такое изменение графика служб в штыки. Причем это были такие авторитеты, как митрополит Московский Филарет. Он запрещал в московской епархии сокращать время, проводимое в храме, грозил и упрекал в лености священников. Но, несмотря на противодействие, в приходских храмах стали проводиться только 2 службы. Трижды богослужения совершались только в монастырях.

Одним из последних священников, служивших утреню утром, был святой Иоанн Кронштадтский. Но в конце 19 и начале 20 века это было уже невероятным, считалось даже диковинным.

В суточном круге богослужений, который изложен в Типиконе, службы не привязаны к привычному астрономическому времени. Они идут по богослужебному времени.

Богослужебное время суток предполагает следующий порядок:

  1. Полунощница, первая часть круга, начинается после полуночи.
  2. Утреня начинается после полунощницы и заканчивается с рассветом.
  3. Первый час, который начинается с восходом солнца.
  4. Третий час.
  5. Шестой час.
  6. Изобразительны.
  7. Девятый час.
  8. Вечерня.
  9. Повечерие.

Таким образом, круглосуточно идут богослужения по своему порядку. Утреня является одной из ранних служб, о чем и говорит ее название. «Слава Тебе, Господи, давшему нам Свет!» — именно эти слова великого славословия, читаемого в конце утрени, говорят о месте богослужения. Оно несет свет, приходит вместе со светом.

Причиной того, что утреня в древности совмещалась с полунощницей, было то, что ранние христиане преследовались и уничтожались. Проводить собрания и богослужения днем было очень опасно, а порой невозможно. Поэтому они собирались по ночам, восхваляя Бога и ища у него защиты.

Утреня является второй частью всенощного бдения, которая идет следом за вечерней.

Основные тексты утрени

Схема утрени

Тексты, читаемые и воспеваемые на утрени, делятся на неизменяемые и изменяемые.

Неизменяемые тексты

Эти произведения составляют своего рода каркас службы. Они сохраняют четкую, определенную Уставом, структуру. К таким неизменным частям относятся тексты годового богослужебного круга, седмичного круга, великопостного цикла и пасхального цикла.

Неизменяемые части утрени находятся в Часослове и Служебнике.

Один из древнейших неизменяемых текстов утрени – Псалом 50. В нем по-новозаветному звучит тема жертвы: «Жертва Богу – дух сокрушен». Именно поэтому он включен в неизменяемую часть, что ветхозаветные тексты предполагали жертвоприношение, как часть богослужения. А в 50 псалме жертва бескровная, связанная с покаянием и сердечным сокрушением, как это диктует христианство.

Кроме 50 псалма, к неизменным текстам относятся хвалитные псалмы, которыми являются псалом 148-150. Великое славословие, то есть гимн, написанный в ранние годы христианства, состоит из стихов Святого Писания, также относится к неизменяемой части.

Утреня неизменно начинается с шестопсалмия, включающего в себя псалмы 3, 37, 62, 87, 102, 142. Их также читают независимо от времени года и православного календаря, на каждой утрени.

С 12 века в данное богослужение внесена еще одна постоянная часть – двупсалмие, то есть псалом 19 и 20. В них царь Давид является, как прообраз Спасителя Иисуса Христа, вечного Царя. Поэтому тема Мессии, явления Света, стала проявляться в утрени еще ярче.

10 библейских песен, составляющие канон, исполняемый после 50 псалма, согласно монашеской практике, входят в постоянную структуру богослужения.

Изменяемые тексты

Данные тексты подбираются в зависимости от следующих условий:

  • от дня седмицы;
  • от дня года;
  • в соответствии с периодом Великого Поста;
  • в соответствии с периодом Пасхи.

Все подборы текстов регламентированы Уставом.

Как изменялся набор используемых текстов?

Структура утрени со временем, конечно, претерпевает некоторые изменения. Например, 118 псалом 17 кафизмы – «Непорочны», полностью заменен на полиелей. Типикон считает «Непорочны» воскресным текстом. А полиелей совершается только дважды: с последнего дня Крестовоздвижения до первого дня предпразднества Рождества и от последнего дня Богоявления до начала Сыропустной недели. Все остальные дни Типикон наставляет читать «Непорочны».

До времен патриарха Никона, когда действовавший в то время Типикон «Око Церковное» предписывал петь «Непорочные» каждый день, даже если полиелей также поется, было именно так. В эти дни читались «Непорочны», затем тропари и далее – полиелей.

До настоящего времени сохранилось правило, что в будние дни Великого поста перед тропарями пелись стихи соответствующих им библейских песней.

Таким образом, неизменность и в то же время гибкость текстов утрени – это примета времени.

Порядок совершения утрени

Богослужение утреня

Выражая основную идею богослужения утрени, которая завершается с восходом солнца, ее основная идея – мессианская. Этим воспевается восход солнца правды, Господа Иисуса Христа во время Его первого пришествия. Тема пришествия Обетованного Спасителя раскрывается в самом начале утрени ангельскими словами во время Рождества — «Слава в вышних Богу».

Утреня по порядку проводится так:

Псалтирная часть

  • Псалтирная часть начинается открытием завесы в алтаре за царскими вратами. Священник произносит «Благословен Бог наш!», после чего читаются начальные молитвы. Начинается богослужение с чтения 19 и 20 псалмов, а священник кадит храм.
  • Читается Трисвятое по «Отче наш». Священник заканчивает «Яко твое есть…».
  • Затем читается тропарь, кондак на Воздвижение, богородичен.
  • После этого молящиеся обращаются с прошениями к Господу в укороченной сугубой ектении. При этом хор поет «Господи, помилуй», а по завершении ектении просит «Именем Господним благослови, отче»
  • Иерей в алтаре кадит престол и славит Троицу.
  • Далее читается Шестопсалмие. Традиционно его читают при погашенных огнях в храме, когда горят только лампады, со свечой. В него входят 3, 37, 62, 87, 102, 142 псалмы. Эти псалмы слушаются стоя, ходить в момент чтения шестопсалмия нельзя. После первых трех псалмов священник в алтаре читает особые молитвы, в которых просит благословения себе и всем молящимся на наступающий день. Выходя из алтаря, он символизирует собой Христа, как спасителя мира.
  • Продолжается утреня великой (мирной) ектенией.
  • Поется «Бог Господь и явися нам»
  • Читается праздничный тропарь, или воскресный тропарь.
  • После этого начинается чтение кафизм. Традиционно верующие слушают их сидя. После чтения кафизм в храме включаются светильники.
  • Затем наступает очередь малой ектении. В моменты пения ектении каждый верующий молится про себя о самом сокровенном, а общая молитва, в которую вложена частичка сердца верующего, доходит до Престола Божьего.

Полиелей

  • После ектении священник кадит весь храм и поется полиелей «Хвалите имя Господне». Воспеваются и восхваляются те милости, которые Господь ниспослал каждому человеку. Он состоит из 134 и 135 псалмов.
  • По воскресеньям — «Хвалите имя Господне», непорочны.
  • В великие праздники – величание.
  • После этого, песнопения седальны. Или поется ипакон.
  • Накануне великих праздников исполняются степенны.
  • Затем приходит время выноса Евангелия.
  • Перед чтением Священного Писания произносится соответствующий прокимен.
  • Читается Святое Евангелие, причем отрывки в воскресные дни посвящены Чуду Воскресения Христова, Его явлении ученикам живым после Воскресения. В другие дни берутся отрывки, повествующие о празднике дня, либо о других евангельских событиях. Это один из важнейших моментов службы. Молящиеся слушают Евангелие стоя, приклонив голову, внимательно и вдумчиво.
  • После него поется песнь «Воскресенье Христово видевши». В это время все верующие подходят, чтобы приложиться к Святому Евангелию, а также к иконе, лежащей на аналое. После этого следуют к священнику, чтобы помазаться освященным маслом. Помазание елеем является символом того, что православный христианин должен быть освобожден от любого зла путем помазания его Божьим именем. Считается, что эта процедура имеет оздоровительный эффект, верующие бережно собирают со лба капли елея и наносят его на лицо и руки.
  • Читается 50 псалом, один из самых древних текстов утрени.
  • Молящиеся поют Славу и Ныне, затем поется канон с малой ектенией после 3 и 6 песней. После 8 песни канона – «Величит душа моя Господа».
  • Священник кадит весь храм.

Хвалительная часть

  • Затем начинается подготовка к великому славословию, для чего поется светилен или экзапостилларий. Они служат знаком того, что Свет уже воссиял над верующими и Путь к вечной жизни открыт для них. Это отдельные песнопения, краткие и торжественные.
  • Продолжается пением «Всякое дыхание да хвалит Господа», которое про себя поют все молящиеся.
  • Завершается пением стихир на хвалитех.
  • Поется Великое славословие.
  • После славословия читается тропарь праздника или вечерний отпустительный.
  • Завершается богослужение сугубой ектенией, затем – просительная ектения. Во время этих ектений снова можно помолиться о сокровенном, о важном, что пришло на сердце во время богослужения.
  • Отпуст.
  • Первый час.

Во многих храмах на аналое во время утрени находится икона, которая почитается в этот день. Перед ней читаются и поются тропари, величания и стихи, в которых рассказывается о лице или событии, изображенном на иконе. Это придает дополнительную торжественность утрене.

В праздники

В дни великих праздников утреня дополняется совершением торжественных действий, которые отражают суть праздника и позволяют проникнуться его торжественной атмосферой. Например, в крестопоклонную неделю, в праздник Воздвижения, в Происхождение честных Древ, совершается торжественный вынос Креста из алтаря в центр храма. Здесь молящиеся покланяются ему.

В Великую субботу выносится плащаница и совершается с ней крестный ход вокруг храма. После этого читаются прокимны, произносятся паремии Евангелия и Апостола.

В дни успения Богородицы – совершается крестный ход и елеопомазание.

Также часто по праздникам на утрене раздается хлеб, окропленный вином, который символизирует духовную пищу.

В будни

Кроме сокращения количества богослужений, часто стало встречаться сокращение количества текстов, предусмотренных Уставом. При чем, это касается не только длинных святоотеческих текстов, которые часто сокращают до цитат. Отменяют чтение тропарей канона, стихиры и другие изменяемые части.

Будничная утреня регламентирована 9 главой Типикона, а праздничная – 2, 3, 4 главами.

Краткий чин:

  • Чтец читает «Слава тебе, Господи»;
  • Читается повседневное славословие;
  • Обязательная просительная ектения, верующие просят милостей от Господа;
  • Кадится весь храм, читаются стихиры на стиховне, триоди;
  • Поется богородичен;
  • «Благо Есть» и далее Трисвятое и до «Отче наш»;
  • Тропарь в честь Богородицы;
  • Сугубая ектения;
  • Отпуст и многолетны.

Зачем ходить на утреню?

Утреня в храме

Время богослужения утрени — это «вечерняя служба», которая совершается накануне Литургии. В приходских храмах утреня служится по субботам либо перед праздниками во время торжественных богослужений, когда также есть Литургия. Кроме этого, каждый храм имеет собственное расписание богослужений.

В монастырях службы ежедневные, поэтому и вечерняя служба в монастыре, также бывает каждый день.

К сожалению, на утрене вечером бывает не так много верующих, как на Литургии, но это не совсем верно. Следует помнить, что, как сказано выше, утреня и Литургия составляют единую службу, которая посвящена либо воскресению Христову, либо какому-то конкретному празднику.

Именно для удобства прихожан служба разбита на две части, чтобы молящиеся не так утомлялись и могли больше времени посвятить житейским делам. Но, несмотря на удобство, многие не считают нужным посещать вечернюю часть богослужения, считают его не таким важным и значимым, как Литургия. Тем самым, лишают себя первой части службы в храме, делая и свою духовную жизнь неполноценной, обрезанной. Ведь этот порядок установлен с первых веков христианства и закреплен в церковных Уставах.

Следует стараться посещать вечернее богослужение, чтобы духовное состояние к Литургии было благотворно осенено святыми текстами и ходом богослужения утрени.

Поэтому, если есть возможность в субботу оставить домашние дела и выбраться в храм, этой возможностью нужно обязательно пользоваться. Ведь Царствие Небесное дается трудами.

Особенно важно посещение вечерней службы тем, кто готовится к принятию Святых Христовых Тайн, потому что во многих храмах в это время проходит исповедь. В вечерние часы священник может больше времени уделить каждому исповедующемуся, принять покаяние, поговорить, дать совет или напутствие. Поэтому, посетив утреню, причащающийся будет чувствовать себя готовым к принятию Крови и Тела Христова, не испытывая смущения и страха.

После службы вечером можно почитать «Правило» и тем самым полностью привести в согласие все свои мысли и чувства.

Посещение всех богослужений – важная часть духовной жизни человека, который стремится к спасению своей бессмертной души. Без храма нет причастия, без причастия нет связи с Богом. Поэтому, как бы не оправдывали невоцерковленные люди свое нерадение «Богом в душе», православными без посещения храма они себя считать не могут.

Спешите вечером на утреню, а утром – на Литургию. Это путь к вечной жизни, вечному блаженству и покою.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (2 оценок, среднее: 3,00 из 5)
Загрузка...
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий