Вечерня — что это такое?

Вечерня – это одно из церковных богослужений суточного круга. Службы совершаются в течение суток, причем начинается этот круг с вечера. Поэтому считается, что часть полунощного бдения – вечерня – является первой из служб.

Вечерня

Вечерня в Ветхом Завете

Вечерня в православной Церкви, как и многие действия, обряды, традиции, имеет ветхозаветные корни. Время богослужений как раз основано на Законе Моисея. Этот закон предписывал приносить в храме в течение суток не менее трех жертвоприношений – вечером, утром и в середине дня. Так как в те времена сутки начинались с момента захода солнца, то вечернее жертвоприношение считалось первым в этом цикле. Одновременно с закланием агнца, воскуривался фимиам и зажигался светильник, огонь которого поддерживался до утра. Но древние пророки не считали жертву, совершенную без молитвы, угодной Богу. Пророк Давид, наоборот, считал, что молитва может заменить жертвоприношение. Об этом он молит Господа в 140 псалме.

«Да направится молитва моя, как фимиам, пред лице Твое, воздеяние рук моих — как жертва вечерняя» (Пс. 140:2)

Разумеется, современные богослужения не предполагают никаких кровавых подношений. Иисус Христос принес Себя в жертву, чем отменил всяческие жертвоприношения в храмах. Поэтому христиане не соблюдали порядок принесения жертвы, который установлен был Моисеем. Но время богослужений продолжали соблюдать, молились по тому же суточному кругу, который был установлен ранее. Поэтому вечерня сохранила время совершения, как первое богослужение в сутках.

Вечерня в Новом Завете

Тайная Вечеря

Первые христиане, жившие в 1-3 веках от Рождества Христова по Новому Завету, поддерживали тот порядок, который был привит им по ветхозаветным законам. Но постепенно устанавливались собственные каноны. Так, подражая Тайной Вечери, когда Иисус Христос установил Евхаристию, вечерами верующие собирались на трапезу, которая носила в том числе благотворительный характер. Во время трапезы воспевались гимны, читалось Священное Писание и приносились благодарственные молитвы. Такое собрание носило название агапа.

Постепенно агапа, как прием пищи, отделялась от евхаристии и молитвы. В современном христианстве агапа – это поминальный или благотворительный обед. На нем в лучшем случае произносятся молитвы перед вкушением пищи, а большинство людей и вовсе, забывают о их предназначении, считая благотворительный обед актом милосердия, не относящимся к богослужению никоим образом.

Главная часть агапы — молитвы и пение гимнов стали называться вечерней, первой службой богослужебных суток. Она устанавливалась в известном виде долгие века, поэтому содержит в себе древние гимны и славословия, которые произносили христиане, жившие тысячи лет назад.

Тем не менее, агапа оставила свои следы в вечерне:

  • Это благословение хлебов на литии во время великой вечерни;
  • Благословение артоса после Пасхи;
  • Благословение куличей и яиц на Пасху;
  • Чин панагии (вкушение просфоры) в монастырях.

Время совершения

Служба вечерня

Смысл богослужебных суток состоит в том, что после захода солнца рождается новый свет и начинается рост нового дня. Поэтому первая служба в Русской Православной Церкви, вечерня, по сложившейся практике начинается в 17 часов. Она не привязана к закату солнца, как это было в раннем христианстве. Но в том случае, если вечерня соединена с литургией, то она служится значительно раньше, сразу после часов и изобразительны. То есть, примерно в 11 часов.

В приходских храмах вечерня соединяется с утреней, которая служится вечером перед литургией. Таким образом, вечерня служится, как и следует из названия, вечером.

Есть ряд исключений, которые относятся, прежде всего, к великопостным дням и пасхальному периоду.

Если воспринимать вечерню, как историю человечества, изложенную в одни сутки, то ее можно сравнивать с ранним утром истории, когда было светло, чисто, радостно. Но эта радость длилась недолго – из-за согрешения человека, его жизнь стала темной и печальной. Именно эти события представляет вечерня.

Когда открываются Царские врата алтаря, это символизирует открытие рая для людей. Когда они закрыты, людей наполняет печаль, ведь это символ того, что «затворились врата рая грехом Адамовым».

Жители райского сада были изгнаны из беспечной жизни к трудам и скорбям. И молящиеся, изображая убитых горем прародителей, в ектениях молят Господа, чтобы он позволил людям вернуться к свои истокам, дал возможность жить в блаженстве и безгрешии. Одновременно словами первого псалма люди радуются за тех, кто блажен в праведности и скорбят о том, кто в своем нечестии никогда не сможет достичь рая.

Виды

Вечерня бывает трех видов, которые отличаются продолжительностью, составом богослужебных текстов и временем.

  • Малая вечерня
  • Вседневная вечерня
  • Великая вечерня

Вседневная вечерня

Вседневная вечерня

Вседневная вечерня служится в будние дни. Поэтому она является самым распространенным видом. Она посвящается памяти определенного святого, день памяти которого не относится к великим праздникам.

В чине вседневной вечерни не совершается вход и читаются кафизмы, а не 1-2 псалмы. Также 103 предначинательный псалом читается, а не поется.

Великая вечерня

Великая вечерня

Великая вечерня – самая праздничная, так как совершается в канун великих праздников, особо почитаемых икон Богородицы, дней памяти самых известных святых. Она более длительная по времени по сравнению с вседневной вечерней, сопровождается пением псалмов, благодарственных гимнов и торжественных молитвословий. Поется 103 псалом, при пении «Свете Тихий» начинается торжественный выход священника с кадилом, зачитываются отрывки из Священного Писания (паремии), которые связаны с праздником. Великая вечерня сопровождается также литией. Великая вечерня, как правило, входит в состав всенощного бдения и отдельно не служится.

Каждый праздник, связанный с тем или иным событием христианской жизни, может вносить в великую вечерню свои особенности. Очень много их в одном из главных богослужений – вечерне Великой пятницы, когда происходит вынос плащаницы, совершается крестный ход и произносятся коленопреклоненные молитвы. В этот день великая вечерня также входит в состав всенощного бдения.

Малая вечерня

Малая вечерня

Малая вечерня, в соответствии с названием, еще более сокращенная по сравнению с вседневной вечерней. Совершается перед всенощным бдением после 9 часа. В ней нет ектении, не читается кафизма.

Малую вечерню служат только в монастырях, в приходских храмах она почти не встречается.

Стоит уточнить, что соединение великой вечерни, утрени и первого часа называется всенощным бдением.

Вечерня служится в составе литургии в Страстную неделю дважды – в Великий четверг во время литургии преждеосвященных даров и Великую Субботу во время литургии Василия Великого.

В Пятидесятницу вечерня совершается после литургии и в ее состав включаются три коленопреклоненных молитвословия, обращаемых к Святому Духу.

Схема вечерни на всенощном бдении

Вечерня на Всенощном бдении

Вечерня состоит из молитвословий, песнопений и священнодействий, которыми Православная Церковь славит Бога Спасителя и Творца за его попечение и заботу о мире и людях. В ходе богослужения верующие проходят путь от ветхозаветных времен, когда прародители Адам и Ева блаженствовали в раю. Затем они совершили грехопадение, испытывали нужды и скорби, и молящиеся просят Господа простить и оградить их от подобных бед. И снова во время вечерни появляется надежда, благодаря ожиданию Спасителя мира, который своею Крестной смертью искупит род человеческий.

Во время богослужения прихожане благодарят Господа за все благодеяния, каются в грехах и просят мира и безгрешности.

Основная идея вечерни – зажженный светильник, как прообраз Христа, ставшего для христиан Солнцем правды и Истинным Светом.

Схема вечерни достаточно проста:

  • Священник возглашает: «Слава Святей …», или «Благословен Бог наш…»
  • Читается или поется псалом 103,
  • Произносится великая ектения
  • Читается Псалом 1 «Блажен муж»,
  • Произносится малая ектения,
  • «Господи воззвах» и в это время совершается каждение алтаря и храма, что символизирует схождение Святого Духа,
  • Читаются псалмы 140, 141, 129и 116 со стихирами, при этом 140 псалом напоминает о том, что христианская молитва заменила ветхозаветные кровавые жертвы в храме,
  • Читается Богородичен, который является непременным элементом богослужения,
  • Совершается вечерний вход с кадилом и Евангелием, если оно читается,
  • Пение древнего гимна «Свете тихий»,
  • Чтение прокимна, который положен на данный день,
  • Чтение 3 паремий, то есть частей Библии,
  • Произносится сугубая ектения,
  • Поется вечерняя молитва «Сподоби, Господи»,
  • Произносится просительная ектения,
  • Поются стихиры на литии, затем лития, если это канун праздника,
  • Пение стихир на стиховне,
  • Читается «Ныне отпущаеши» и по «Отче наш»,
  • Читается тропарь дня, либо по воскресеньям «Богородице Дево»,
  • Накануне великих праздников благословляются хлебы,
  • Завершение вечерни: «Буде имя Господне» и псалом 33.

Вечерня – одно из древнейших богослужений, о чем сохранились документальные свидетельства. Описание этой службы есть в «Постановлениях апостольских», книга 8, которая датирована 380 годом от Рождества Христова. Также записки паломницы Этерии, которые считаются составленными в 393 году, описывают это богослужение. В данных исторических документах нет такого полного чинопоследования, как это сделано выше, но сходство несомненно существует. Таким образом, прихожане, которые молятся на вечерне, должны осознавать глубочайшую связь со многими поколениями христиан, которые присоединяют свои голоса из лучшего из миров к их молитве.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий