Преподобный Серафим Саровский занимает в ряду русских святых отцов особое место. Он считается самым отзывчивым и приносящим истинную радость чудотворцем.
Радостный наставник

Его житие, богатое самыми невероятными чудесами, описано современниками очень подробно и не является мифологическим, передаваемым из уст в уста с искажениями. Нет, его речи записывались и издавались еще при жизни! И в этих рассказах отмечалась невероятная радостная атмосфера, которая царила вокруг святого. Люди выходили от него, либо плачущими и раскаявшимися, глубоко скорбящими о своих грехах, либо веселыми и радостными, готовыми жить по-новому.
Старца Серафима, недаром, называют радостный наставник и всемирный светильник. Он освещал своим подвигом всех, кто прикасался к его святости. Более того, он считал, что уныние и постное выражение на лице православных – совсем не признак праведности!
«Нет хуже греха и ничего нет ужаснее и пагубнее духа уныния. Ведь веселость не грех, она отгоняет усталость, а от усталости уныние бывает, и хуже его нет, оно все приводит с собой… Сказать слово ласковое, приветливое да веселое, чтобы у всех пред лицом Господа дух всегда весел, а не уныл был — вовсе не грешно…»
Но не стоит принимать такие слова, как оправдание любого веселья, безудержного смеха и беспечности! Изучая житие святого Серафима, мы видим, через какие страшные, нечеловечески жестокие испытания он прошел. Какой тяжелый добровольный подвиг ради Христа он возложил на себя! Пережил побои и разбойные нападения, голод, холод, неблагодарность, клевету. Но после того, как Господь принял его подвиг, старец Серафим смог наполниться такой радостью, что во время молитвы лицо его светилось неземным светом, а тело приподнималось над землей, что видели и описали очевидцы этого чуда!
Можно сказать, что его радость была неземной, Божественной. Именно поэтому через призму своей святости он жалел каждого человека, приходящего к нему, старался его подбодрить и развеселить, направить на путь покаяния. Ведь святой знал, что в конце этого пути ждет настоящее веселье и счастье.
Современное веселье

Но совершенно невозможно оправдать то веселье, которое основывается на шутках «ниже пояса», на издевательстве над человеческими слабостями. Особенно страшно, когда за шутками скрывается оправдание греха, разврата, различного рода извращений. И это жутко, что средства массовой информации тиражируют и делают привычным такой «стёб», сатанинское веселье и развращают новые поколения. Люди не хотят включить воображение, не ищут путей развития, не хотят тонкого и умного юмора. Они едят тот продукт, который подан им в разжеванном, а иногда даже в переваренном виде. Жестко? Да, но это наша действительность.
Юмор и веселье не должны пропагандировать грехи — вот главный критерий оценки этого рода времяпровождения.
Господь и святые о веселии

Если в Святом Писании Господь говорит, что те, кто сегодня смеется, тот может завтра заплакать, то эти слова должны отрезвлять, а не вгонять в уныние:
«Горе вам, смеющиеся ныне, ибо восплачете и возрыдаете» (Лк. 6, 25)
Он обращается к тем, кто не желает реально смотреть на жизнь, не ищет путей спасения, предаваясь постоянному веселью. Каждый из нас понимает, что в семье, где есть слепой, анекдоты о слепых не «травят». А там, где супруги пережили измену, смогли примириться и снова жить вместе, шутки о неверном муже могут вызвать страшную, непредсказуемую реакцию. Думать, прежде чем смеяться – это важно.
Это говорит о том, что людям нужно проявлять больше чуткости и душевности, быть милосерднее, как и повелевал нам Господь в своих Заповедях. Скольких людей за годы своей земной жизни исцелил Господь, скольких воскресил. Сложно даже представить радость и веселие в тех семьях, которым он вернул здоровыми детей, братьев и сестер! Но при этом нигде в Евангелии не рассказывается о том, чтобы Иисус Христос и Его Пречистая матерь смеялись или веселились.
Хотя, конечно, людям Спаситель прямо не запрещал веселиться, более того, по просьбе Богоматери, он совершил первое чудо, обратив воду в вино на свадьбе. Иисус Христос на претензии фарисеев в том, что его ученики пьют и едят, не постятся, отвечал, фактически, что есть время поститься, а есть время есть и пить.
Именно поэтому православным христианам, которые встали на путь спасения, нужно понимать, что веселье простых людей не грешно, если оно ко времени и к месту. Разумеется, во время постов ни о каком развлечении и расслаблении не должно быть и речи. А по окончании поста радоваться не возбраняется. Главное, чтобы веселье и шутки не превращались в беснование и не лили воду на сатанинскую мельницу, вовлекая людей в греховные страсти. Таков главный критерий, который приведен выше в словах святого праведного Серафима Саровского – радость не грешна, если она от любви к людям!