Весёлость — это грех? Мудрые слова преподобного Серафима Саровского

Преподобный Серафим Саровский занимает в ряду русских святых отцов особое место. Он считается самым отзывчивым и приносящим истинную радость чудотворцем.

Радостный наставник

Преподобный Серафим Саровский
Фото: Flickr.com

Его житие, богатое самыми невероятными чудесами, описано современниками очень подробно и не является мифологическим, передаваемым из уст в уста с искажениями. Нет, его речи записывались и издавались еще при жизни! И в этих рассказах отмечалась невероятная радостная атмосфера, которая царила вокруг святого. Люди выходили от него, либо плачущими и раскаявшимися, глубоко скорбящими о своих грехах, либо веселыми и радостными, готовыми жить по-новому.

Старца Серафима, недаром, называют радостный наставник и всемирный светильник. Он освещал своим подвигом всех, кто прикасался к его святости. Более того, он считал, что уныние и постное выражение на лице православных – совсем не признак праведности!

«Нет хуже греха и ничего нет ужаснее и пагубнее духа уныния. Ведь веселость не грех, она отгоняет усталость, а от усталости уныние бывает, и хуже его нет, оно все приводит с собой… Сказать слово ласковое, приветливое да веселое, чтобы у всех пред лицом Господа дух всегда весел, а не уныл был — вовсе не грешно…»

Но не стоит принимать такие слова, как оправдание любого веселья, безудержного смеха и беспечности! Изучая житие святого Серафима, мы видим, через какие страшные, нечеловечески жестокие испытания он прошел. Какой тяжелый добровольный подвиг ради Христа он возложил на себя! Пережил побои и разбойные нападения, голод, холод, неблагодарность, клевету. Но после того, как Господь принял его подвиг, старец Серафим смог наполниться такой радостью, что во время молитвы лицо его светилось неземным светом, а тело приподнималось над землей, что видели и описали очевидцы этого чуда!

Можно сказать, что его радость была неземной, Божественной. Именно поэтому через призму своей святости он жалел каждого человека, приходящего к нему, старался его подбодрить и развеселить, направить на путь покаяния. Ведь святой знал, что в конце этого пути ждет настоящее веселье и счастье.

Современное веселье

Веселье
Фото: Flickr.com

Но совершенно невозможно оправдать то веселье, которое основывается на шутках «ниже пояса», на издевательстве над человеческими слабостями. Особенно страшно, когда за шутками скрывается оправдание греха, разврата, различного рода извращений. И это жутко, что средства массовой информации тиражируют и делают привычным такой «стёб», сатанинское веселье и развращают новые поколения. Люди не хотят включить воображение, не ищут путей развития, не хотят тонкого и умного юмора. Они едят тот продукт, который подан им в разжеванном, а иногда даже в переваренном виде. Жестко? Да, но это наша действительность.

Юмор и веселье не должны пропагандировать грехи — вот главный критерий оценки этого рода времяпровождения.

Господь и святые о веселии

Иисус Христос
Фото: Elitsy.ru

Если в Святом Писании Господь говорит, что те, кто сегодня смеется, тот может завтра заплакать, то эти слова должны отрезвлять, а не вгонять в уныние:

«Горе вам, смеющиеся ныне, ибо восплачете и возрыдаете» (Лк. 6, 25)

Он обращается к тем, кто не желает реально смотреть на жизнь, не ищет путей спасения, предаваясь постоянному веселью. Каждый из нас понимает, что в семье, где есть слепой, анекдоты о слепых не «травят». А там, где супруги пережили измену, смогли примириться и снова жить вместе, шутки о неверном муже могут вызвать страшную, непредсказуемую реакцию. Думать, прежде чем смеяться – это важно.

Это говорит о том, что людям нужно проявлять больше чуткости и душевности, быть милосерднее, как и повелевал нам Господь в своих Заповедях. Скольких людей за годы своей земной жизни исцелил Господь, скольких воскресил. Сложно даже представить радость и веселие в тех семьях, которым он вернул здоровыми детей, братьев и сестер! Но при этом нигде в Евангелии не рассказывается о том, чтобы Иисус Христос и Его Пречистая матерь смеялись или веселились.

Хотя, конечно, людям Спаситель прямо не запрещал веселиться, более того, по просьбе Богоматери, он совершил первое чудо, обратив воду в вино на свадьбе. Иисус Христос на претензии фарисеев в том, что его ученики пьют и едят, не постятся, отвечал, фактически, что есть время поститься, а есть время есть и пить.

Именно поэтому православным христианам, которые встали на путь спасения, нужно понимать, что веселье простых людей не грешно, если оно ко времени и к месту. Разумеется, во время постов ни о каком развлечении и расслаблении не должно быть и речи. А по окончании поста радоваться не возбраняется. Главное, чтобы веселье и шутки не превращались в беснование и не лили воду на сатанинскую мельницу, вовлекая людей в греховные страсти. Таков главный критерий, который приведен выше в словах святого праведного Серафима Саровского – радость не грешна, если она от любви к людям!

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (5 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий