Злопамятность — это грех или нет?

В православии злопамятность чаще называют памятозлобием. Как знакомо это чувство каждому человеку. На работе кто-то сказал в наш адрес оскорбительное или пренебрежительное слово. И мы, кажется, по-христиански, промолчали.

Но как гложет нас обида, как мы не можем уснуть несколько часов или даже ночей, прокручивая в памяти случившееся. Строим планы мести, подбираем слова, плетем интриги. Обидчик вызывает в нас чувство ненависти, гнева. Так хочется, чтобы на него свалились все возможные беды и несчастья. И если они случаются, мы радуемся в душе, хотя и не показывая виду. А то и богохульствуем: «Господь наказал». Страшная картина, но она знакома многим, если не каждому!

Грех злопамятности

Злопамятность
Фото: Flickr.com

Вот сколько греха порождает в нас чувство злопамятности. Один грех памятозлобия отравил всю нашу душу, влив в нее столько грязи, что и смыть-то сложно!

Сознательно сохраняемый и вынашиваемый в душе гнев на обидчика оказывает на душу человека разрушительное влияние. Апостол Павел понимал эту опасность пагубного влияния памятозлобия и говорил в Послании к ефесянам:

Гневаясь, не согрешайте: солнце да не зайдет во гневе вашем; (Еф.4:26)

То есть он не позволял людям гневаться и держать в себе обиды друг на друга более одного дня. О какой злопамятности может идти речь, если с закатом солнца все обиды забываются по наставлению Апостола.

Прости нам долги наши

Прощайте друг друга
Фото: Nicola-arzamas.ru

Злопамятность – по сути, нежелание прощать. Как же можно быть православным христианином, если не уметь забыть обиды и грехи других людей? Читая молитву «Отче наш» дома, или всем миром в храме, мы просим Господа простить нам наши грехи, так же, как и мы прощаем нашим должникам. А если мы не прощаем, то и Господь не простит нас.

В Евангелии от Матфея сам Иисус Христос говорит нам, что если кто-то не простит людям их согрешения, то и ему не будет даровано Милосердие Божье за его грехи.

Тем более удивительно, что среди православных встречается такая черта характера, как злопамятность. Это же путь в никуда, это дверь в бездну, которую мы постоянно толкаем, чтобы открыть.

Святые отцы о памятозлобии

Иосиф Оптинский
Фото: Flickr.com

Святые отцы видели, что, несмотря на прямой запрет злопамятности, полученный от Господа под страхом отлучения от Царства Небесного, люди все равно идут на поводу у нечистого, который всячески разжигает в их душах это пагубное чувство. И неудивительно, ведь человек по сравнению с сатаной – сущий младенец и легко поддается его проискам. Поэтому очень много трудов посвящено предостережению и научению верующих прощению чужих грехов и зла.

Приведем несколько цитат из писем и произведений Оптинских старцев.

Преподобный Иосиф писал:

Некоторые взяли на себя труды и подвиги, чтобы получить прощение; но человек, не помнящий зла, опередил его или их, ибо истинно слово: “Отпустите мало, отпустится вам много” (Лк. 6: 37; 1 Кор. 13: 1–8, 13).

Преподобный Макарий советовал принимать обиды, как Божье попущение, испытание для нас:

Люди же, нас оскорбляющие, не сами собою делают, а попущением Божиим, и потому они суть орудие Божие.

Преподобный Варсонофий писал, что бороться со страстью памятозлобием, как и со всеми страстями, следует постом и молитвой:

Милость мы окажем, пожалуй даже справимся со своей раздражительностью, но снести поношения да еще добром заплатить за него – это уже вовсе невозможно нам. Это преграда, которая отделяет нас от Бога и которую мы и перешагнуть не стараемся, а перешагнуть надо. Где искать силы для этого? В молитве.

Господь завещал нам прощать врагов наших. А мы, забывая его Заповеди, злимся и разжигаем в себе ненависть, считая врагами своими обидчиков, да тех, кто всего лишь несдержан в словах. И такой гнев никак нельзя назвать праведным. Нужно злиться не на людей, а на сатану, который разжигает в нас это чувство нелюбви к ближнему. Как ликует нечистый, видя злопамятного человека, как радуется его непрерывному падению из-за плохих мыслей и чувств.

Заключение

Мы – люди Нового Завета, христиане. Закон «око за око, зуб за зуб» Господь отменил еще во время Нагорной проповеди. И если бы злопамятные люди, считающие себя верующими, чаще обращались к Святому Евангелию, то понимали, что это чувство лежит вне границ Божьих Заповедей.

Это не просто греховное чувство, а преступление против Бога.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (3 оценок, среднее: 3,67 из 5)
Загрузка...
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: