Введено-Оятский монастырь — православная обитель на берегу реки Оять, считающаяся одной из самых древних в Ленинградской области. На территории Введено-Оятского женского монастыря несколько храмов и святых источников, вода в которых обладает целебной, животворящей силой. История возникновения и развития обители удивительна и связана с интересными фактами.
- История Введено-Оятского монастыря
- Средневековый период
- Новое и новейшее время
- Современное состояние
- Храмы
- Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы
- Часовня в честь преподобных Сергия и Варвары
- Часовня в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник» на источнике
- Колокольня
- Святыни
- Престольные праздники
- Расписание богослужений Введено-Оятского монастыря
- Как добраться
- Видео
История Введено-Оятского монастыря
На берегах реки Оять первые христиане появились еще в XI в. Спустя 200 лет вера укоренилась на территории основательно.
На рубеже XIV-XV вв. на территории Руси появляется множество монастырей. Странники и отшельники путешествовали по стране и останавливались в понравившихся местах, где впоследствии и возникали обители.
Достоверная дата возникновения Введено-Оятского женского монастыря не известна, но с большой долей вероятности основан он не позднее XV столетия.
Средневековый период
Первые упоминания о монастыре найдены в рукописи о жизни Александра Свирского, написанной учеником святого Иродионом спустя 11 лет после смерти учителя. Датируется труд 1545 годом.
Согласно древним преданиям, в деревне Имоченицы (в 20 км от обители) в конце XIV столетия произошло явление чудотворной иконы Тихвинской Божьей Матери. Это событие послужило появлению множества обителей в Ленинградской области. В Введено-Оятском монастыре, как и в большинстве соседних обителей, икона эта долгое время была самой почитаемой.
Одно из значимых в истории монастыря событие — появление на свет Александра Свирского. Родился он в селе Мандеры, находящемся напротив обители. Позднее мать и отец Александра Свирского были похоронены на монастырской территории.
Из летописей, датируемых 1503 года, стало известно, что в монастыре жили бок о бок монахи и монахини. Только спустя несколько лет он стал мужской обителью.
За долгое время существования монастырь пережил немало невзгод. В Смутные времена он был упразднен. До середины XVIII в. значился в составе Александро-Свирского монастыря, а в 1794 г. получил статус заштатного.
Все постройки на территории были деревянными. В XIX ст. монастырский ансамбль включал холодный Введенский храм, освященный в честь Петра и Павла, теплый Богоявленский храм, трапезную, звонницу с 6 колоколами, колодец, хозяйственные постройки. Кельи располагались по периметру деревянной ограды, вход осуществлялся через Святые ворота.
Новое и новейшее время
В начале XX века численность братии монастыря оставалось незначительной. Несмотря на это, хозяйство было налажено отлично, и во владениях находились огромные земельные угодья.
Первое каменное здание, храм в честь Тихвинской Божией Матери, появилось на территории в 1817 году.
Красивый каменный собор Богоявления Господня построен над могилами родителей Александра Свирского в 1910 г. Проектировал храм в неорусском стиле с 3 пределами архитектор Аплаксин.
После революции в стране начинаются изменения, которые не обошли стороной и Введено-Оятский монастырь. На тот момент в обители проживали 12 человек, 9 из которых приняли постриг.
Осенью 1918 г. рабочие, трудившиеся на монастырских угодьях, организовали коммуну и вышли из подчинения братии. Весной 1919 г. обитель окончательно закрыли. Все монахи ушли, и только один иеромонах присоединился к коммуне. Отец Николай не отказался от веры и сана. Священник продолжал проводить богослужения, пока его не арестовали в 1931 году.
Осенью 1932 году закрыли монастырские церкви. Храм над могилами родителей Александра Свирского был снесен до основания, а во Введенской церкви расположился клуб.
На протяжении столетий постройки ветшали и приходили в запустенье.
В 1991 году полуразрушенный комплекс передан во владения Свято-Троицкому Измайловскому собору в Санкт-Петербурге. На подворье весной этого же года прибыла группа прихожан для посадки картофеля. В числе добровольцев была Лидия Коняшова. С первых минут она полюбила обитель и не смогла покинуть ее.
В 1992 году в монастырь начали съезжаться сестры с других обителей. Спустя год Лидия Александровна принимает постриг, во время обряда ее нарекли Феклой.
В декабре 1993 года по решению Синода состоялось открытие Введено-Оятского монастыря, настоятельницей которого и стала монахиня Фекла.
Современное состояние
Восстановление монастыря затянулось на несколько десятилетий. Одним из значимых событий стала канонизация преподобных Сергия и Варвары (родителей Александра Свирского) в 2000 году. Могилы Небесных заступников, разоренные большевиками, нашли с помощью старинных чертежей, сохранившихся в архиве. Осенью 2003 года над могилами преподобных установили гробницы, изготовленные из карельского гранита, на которых были нанесены изображения святых. Спустя год началось строительство часовни над надгробиями.
В 2004 году закончился ремонт Введенского храма. Иконостас в 2 яруса помогли изготовить и установить монахи Свято-Троицкого Александра Свирского монастыря.
Святой источник на территории Введено-Оятского монастыря впервые упоминается в записях, относящихся к 1930-м годам. В хозпостройках обители разместились колхозники, которые и обнаружили родник. Вода из него помогала избавиться от многих болезней, и слава о целебном ключе быстро разнеслась по округе. В 2005 году над святым источником построена деревянная церковь, а рядом оборудована купель.
Введено-Оятский монастырь имеет подворье в Санкт-Петербурге. Храм святой благоверной Великой Княгини Анны Кашинской на Выборгской стороне поддерживает связь обители с верующими культурной столицы.
Храмы
Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы
Часовня в честь преподобных Сергия и Варвары
Часовня в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник» на источнике
Колокольня
Святыни
В часовне находится ларец с мощами преподобных Сергия и Варвары, родителей преподобного Александра Свирского.
Престольные праздники
В монастыре празднуют ежегодно 4 декабря – Введение во храм Пресвятой Богородицы.
Расписание богослужений Введено-Оятского монастыря
Ознакомьтесь с расписанием богослужений в Введено-Оятском монастыре (в храме преподобной Анны Кашинской:
- С понедельника по среду: в 9.00 — Литургия
- По четвергам: в 9.00 — Литургия, в 18.00 — молебен с акафистом святому Николаю Чудотворцу
- По пятницам: в 7.30 — Литургия, в 18.00 — молебен с акафистом Тихвинской иконе Божией Матери
- По субботам: в 10.00 — Литургия, в 18.00 — Всенощное бдение
- По воскресеньям: в 10.00 — Литургия, в 18.00 — Вечерня с акафистом преподобной Анне Кашинской
Как добраться
Адрес: Россия, Ленинградская область, Лодейнопольский район, ст. Оять
Телефон: +7 (909) 581-94-42
Добраться до Введено-Оятского монастыря можно на:
- рейсовом автобусе из Лодейного Поля до остановки – ПО «Рассвет»;
- пригородном поезде с Ладожского или Московского вокзала (Санкт-Петербург).
На автомобиле из Санкт-Петербурга следует выехать на Мурманское шоссе. Двигаться прямо до 185 километра, затем повернуть по указателю – ст. Оять. До монастыря останется около 5 км, большая часть из которых по асфальтированной дороге и около километра по грунтовой.