В образе иконы изображены Иисус Христос и его мать – Мария — Богородица оплакивает своего сына. Икону нередко называют «Оплакивание Христа», что в переводе с итальянского – «Пьета» — так ее величают в западном искусстве. Самое известное западное творение «Пьета» создано Микеланджело.
Отличие православного образа от западного аналога лишь в том, что на Западе образ иконы позволяет нам прочувствовать всю глубину скорби Матери по Сыну. Православный же образ дает нам надежду на то, что смерть не тотальна, и веру – ведь сквозь скорбь мы «слышим» радостную весть о Воскресении.
Икону относят к категории страстных – ее выкладывали на аналой в Страстную пятницу и единожды приняла участие в Богослужении на Страстную седмицу.
Название образу взяли из ирмоса девятой песни канона Космы Маюмского на Великую Субботу, который стал одним из источников иконографии: «Не рыдай Мене, Мати, зрящи во гробе, Его же во чреве без семене зачала еси Сына: востану бо и прославлюся, и вознесу со славою непристанно, яко Бог, верою и любовию Тя величающия». Данное песнопение исходит от Спасителя, утешающего Свою Святую Мать Марию – Он говорит о своем Воскресении и о том, что победит смерть.
История иконы
Впервые, данный образ был изображен в известной иконе Благовещенского собора Московского Кремля. Тогда, в 16 веке – русские иконописцы начали использование гравюр мастеров с Запада.
Само значение иконы «Не рыдай мене, Мати» заключается в искупительной крестной жертве, которая стала наивысшим проявлением любви Божества к человеку: «Ибо возлюбил Бог мир, что отдыл Сына Своего Единородного» (Ин. 3,16).
В иконе ясно видно сочетание Распятия Христа и Его Оплакивания матерью Марией. Обнаженное тело Иисуса частично погружено в гроб, потому что смерть не забрала Сына Богородицы. Его голова с закрытыми глазами «падает» на грудь, а руки крест-накрест сложены у пояса в знак абсолютного смирения перед лицом Жертвы. За Его спиной – крест – символ цены, которой было совершено спасение человечества.
Также, на некоторых иконах мы можем увидеть не только Богородицу, но и Иоанна Богослова и других Святых, которые оплакивают его вместе с матерью. Богородица же в иконе всегда появляется тогда, когда необходимо изобразить вочеловечивание Иисуса Христа. Поэтому, Святую Богородицу мы видим и в Рождестве, и в Сретении, и в Благовещении. Таким образом, в иконе «Не рыдай мене, Мати», Богородица представлена в виде живого свидетеля мученических страданий Богочеловека. И, с глубокой скорбью и состраданием Она обнимает Своего Сына.
«Не рыдай мене, Мати» имеет и другое название – «Единородный Сыне». Она появилась еще в 14 веке в балканском искусстве, а автор книги «Иконография Господа Иисуса Христа» — Припачкин И.А. считает, что данный тип появился в искусстве Византии в далеком 13 веке.
Икона представлена вертикально, дабы показать нам, что Иисус Христос – надежная защита и опора, на котором держится вся Вселенная и христоцентричная иконопись
Иисус – Истина, и все образы иконы направлены, дабы указать на Него.
Празднование иконы, на которой изображена Святая Богородица со своим сыном Иисусом Христом осуществляется 7 февраля (или, 25 января – по старому стилю).
Молитва к Пресвятой Богородице
Православные верующие молятся перед иконой за близких – тех, кто странствует, за их спасение, а также – за детей.
О Всемилостивая Госпоже, Царице Богородице, от всех родов избранная и всеми роды небесными ублажаемая! Воззри милостиво на предстоящия пред святою иконою Твоею люди сия, усердно молящияся Тебе, и сотвори предстательством Твоим и заступлением у Сына Твоего и Бога нашего, да никтоже отыдет от места сего тощ упования своего и посрамлен в надежде своей, но да приимет кийждо от Тебе вся по благому изволению сердца своего, по нужде и потребе своей, во спасение души и во здравие телу.
Наипаче же осени и огради покровом Твоим, Милосердная Мати, Церковь Твою Святую, вышним Твоим благословением архиереи наши православныя укрепи, миром огради, и Святей Твоей Церкви целых, здравых, честных, долгоденствующих право правящих слово Своея истины даруй, от всех же видимых и невидимых враг, со всеми православными христианы, милостиво избави, и во православии и твердей вере до конца веков непоступно и неизменно сохрани. Призирай благосердием, Всепетая, и призрением милостиваго Твоего заступления на всю страну нашу, грады наша и град сей [или: храм сей, или: и духовный вертоград, зде сущий], и на сия богатыя Твоя милости неоскудно изливай.
И мне недостойному, по неложному обещанию Твоему, в день исхода моего милостива предстани, да Твоим руководством управлен буду к горнему Иерусалиму, в нем же прославленно царствуеши с Сыном Твоим и Богом нашим. Ему же подобает всякая слава, честь и поклонение со Отцем и с Пресвятым Духом в безконечныя веки веков. Аминь.
В нашем маленьком храме есть такая икона. Ей тоже пришлось пройти свои трудности пока она попала к нам. Икона эта томилась в гараже более 30 лет, а потом по милости божией попала к нам в храм, где была реставрирована и теперь в нашем храме.
Ничего не сказано о сроках писания этой иконы
Дивная икона, величие жертвы богородицы. Ушла почти в небытие. А куда ж ее?! На переднем месте в церквях новые святые. Старые иконы чернеют без реставрации, а потом вместо них новодельные поддельным золотом блистают. В старинных храмах фрески осыпаются, зато новые соборы все выше, все шикарнее. Вот только к молитве не располагают все эти новшества, так подивится дизайну, перекрестится бездумно, свечку воткнуть и бежать по делам. Одумайтесь люди. Сребролюбие — грех. А кто в нем кается?