История возникновения староверческих икон берет свое начало с нашумевшей реформы в религии, провести которую решил Патриарх Никон. Это была середина XVII века, когда Русская Православная Церковь была шокирована предстоящими изменениями. Даже то, что реформа не затрагивала вопроса религиозной догматики, а лишь предполагала внесение неких замен во внешней обрядовой стороне богослужения, не остановило процесс, приведший к расколу. Отделение от официальной церкви из-за возникнувших противоречий стало решающим моментом в истории возникновения старообрядческих икон.
Школы и особенности старообрядческих икон
Староверские иконы в целом разделены на пять крупных школ: Ветковская, Поморская, Навьянская, Сибирская и Сызранская. Так для ветковской школы основным мотивом (от названия) служат цветы, ветви с листьями, часто изображается образ эдемского сада. А вот сибирские иконы славятся своим различием в представлении одних и тех же образов, находя свою особенность в непохожести.
Характерной чертой икон старообрядцев считается изобилие надписей по краям, на полях. Славятся данные образы и так зваными темными ликами, с едва различимыми контурами, что сливаются с цветом деревянных досок. Также, нельзя не отметить, что в XVIII веке официальная церковь запретила старообрядческие литые иконы, кои были еще одной отличительной чертой староверческих образов, которые отливались из меди или олова, неким образом напоминая современное штампование.
Одной из принятых староверами икон, на которой изображен Иисус Христос, является икона Спас Благое Молчание. Она встречается только лишь у старообрядцев, ведь каноны официальной церкви не принимали и в кой-то мере запрещали отображать Христа в обличии ангела, каким он запечатлен на иконе Благого Молчания, что в свою очередь делиться на Спаса Мокрая Брада и Спаса Ярое Око.
Не менее важным образом в христианской религии остается образ Девы Марии. Не лишены и староверческие иконы обличия Божьей Матери, хотя и с некоторыми отличиями. Наибольшей популярности у старообрядцев приобрела икона Богородица Огневидная. Из-за цветового оформления (яркий красный, оранжевый алые тона) икона получила название «Огневидная». Изображена Пресвятая Дева без Младенца на руках, как это привычно для официальной церкви, и голова Ее повернута в правую сторону.
Самой непонятной и не воспринимаемой иконой для православной церкви можно назвать икону мученика Христофора-Псеголовца (Псеглавца).
На данной иконе изображается святой, чья голова – это голова собаки. Официально икона была табуирована 21 мая 1722 года, когда Святейший Синода за «противные естеству, истории и самой истине» запретил несколько икон в числе которых оказалась и эта. Множество старинных икон со Святым Христофором со временем были уничтожены, однако старообрядцы сохранили значительную часть, продолжая чтить Псеголовца даже после запрета.
Икона Никола Отвратный являет образ Николая Чудотворца, косящего влево зрачками. Приблизительно она появилась в конце XVII века, распространившись в староверской среде. Икона Святого далека от православной церкви и была бы ею не принята через использование таких приемов, как крупные глаза, голова неестественных размеров (больше, чем полагается), усиливающие психологическое напряжение при рассмотрении иконы. Значение иконы Никола лежит в самом названии и одним своим изображением отвращает молящегося от греха.
Значение икон
Сложно дать общую характеристику тому, какое значение несут старообрядческие иконы в общем, ведь это зависит от конкретного образа, изображенного на ней. Например, икона Спаса Ярое Око носит охранительный смысл, а икона Богородицы Огневидной служит защитой от невзгод и бед.
Ошибочным есть мнение тех, кто считает грехом, хранение дома иконы староверов, если сами хозяева не относятся к старообрядцам. На самом деле это не является чем-то «криминальным» и иконы продолжают нести свое значение несмотря на этот фактор «несоответствия».
Помощь староверских икон
Касательно вопроса, как и чем помогают старообрядческие иконы, то ответ мало чем отличается от того «чем помогают православные иконы». Так или иначе иконы не ограничены народностью или временными периодами, поэтому каждая староверческая икона помогает по мере своей предназначенности.