Торжество православия

Первая неделя Великого поста завершается праздником Торжества православия. В этот воскресный день верующие вспоминают победу Церкви над ересью и почитают святые иконы. «В сей день, в первую Неделю святого поста, – говорит «Синаксарь», – Церковью принято праздновать восстановление почитания святых и честных икон, совершенное царем Михаилом III и его матерью, блаженной царицей Феодорой, а также святым патриархом Константинопольским Мефодием».

Дата праздник в 2025 году: 9 марта

История праздника

Торжество православия

Праздник установлен в 843 году Константинопольским Собором, когда завершился многолетний период иконоборчества против икон. Длился он с 730 по 787 гг. и с 813 по 843 гг.

Создавая иконы, люди запечатлевали важные христианские события, лики Господа и святых. Изображения почитались Церковью и считались святынями. Однако византийский император Лев III Исавр объявил иконам войну, считая поклонение им идолопоклонничеством. Он обнародовал документ, который запрещал почитание любых образов, фресок, мозаик. Иконы стали нещадно уничтожаться, а люди подвергались гонениям. Первым шагом стало снятие с ворот Халкопратии изображения Иисуса Христа. Это вызвало недовольство горожан, но все попытки вернуть лик на место закончились столкновением солдат и верующих.

Это продолжалось довольно долго, пока к власти не пришли те, кто с почтением относился к иконам.

  1. В 787 году императрица Ирина и патриарх Тарасий созвали Седьмой Вселенский Собор и опубликовали догмат об иконопочитании.
  2. В 843 году при Михаиле III, находившимся под опекой своей матери Феодоры, был созван Константинопольский собор 843 года для восстановления иконопочитания в Византийской империи.
  3. После церковного собора Феодора устроила церковное торжество, которое пришлось на первое воскресенье Великого поста (11 марта 843 года).

Чин торжества православия

Чин Торжества Православия

Чин Торжества православия (Последование в неделю Православия, иначе Синодик) впервые был установлен в Греции в IX веке, а сложился окончательно к середине XI в. Мефодий, Константинопольский патриарх утвердил особое праздничное богослужение, в котором провозглашалась победа над богоборцами. Особое место в службе занимает чин анафематствования лиц, придерживающихся еретических взглядов, и лиц, согрешивших против Церкви.

На Руси появление чина Торжества православия связано с Преподобным Феодосием Печерским, одним из игуменов и основателей Киево-Печерской лавры. Сначала в него добавлены были имена почивших князей, патриархов, святителей, монахов. Позже туда добавили имена русских еретиков.

В конце XVIII веке митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский Гавриил внес исправления в чин Торжества православия, убрав из него имена многих раскольников и преступников, которым провозглашалась анафема.

Чин торжества Православия совершался после литургии посредине храма перед иконами Христа Спасителя и Богоматери. В богослужебных текстах провозглашается торжество над ересями, зачитываются постановления семи Вселенских соборов, произносится анафема тем, кто боролся против икон. Особо почитаются люди, отдавшие свои жизни в борьбе с иконоборцами. В завершение литургии совершается молебное чтение об утверждении веры и наставлении на путь истинных тех, кто отошел от церкви.

С древних времен главной традицией праздника являлась молитва. Наши предки с утра отправлялись в храмы на службу, и только потом шли выполнять свои дела. У кого не было возможности посетить церковь, совершали молитвы у домашнего иконостаса.

Тропари, кондаки, молитвы и величания

Тропарь, глас 2

Пречи́стому Образу Твоему́ покланя́емся, Благи́й,/ прося́ще проще́ния прегреше́ний на́ших, Христе́ Бо́же;/ во́лею бо благоволи́л еси́ пло́тию взы́ти на крест,/ да изба́виши я́же созда́л еси́ от рабо́ты вра́жия./ Тем благода́рственно вопие́м Ти:/ ра́дости испо́лнил еси́ вся, Спа́се наш,// прише́дый спасти́ мир.

Перевод: Пречистому образу Твоему поклоняемся, Благой, прося прощения согрешений наших, Христе Боже. Ибо добровольно благоволил Ты взойти плотию на Крест, чтобы избавить созданных Тобою от рабства врагу. Потому мы благодарно взываем Тебе: «Радостью Ты наполнил все, Спаситель наш, пришедший спасти мир!»

Кондак, глас 2

Неопи́санное Сло́во Отчее,/ из Тебе́, Богоро́дице, описа́ся воплоща́емь:/ и оскве́рншийся о́браз в дре́внее вообрази́в,/ Боже́ственною добро́тою смеси́./ Но испове́дающе спасе́ние,// де́лом и сло́вом, сие́ вообража́ем.

Перевод: Неизобразимое Слово Отчее при воплощении от Тебя, Богородица, изобразилось, и осквернившийся образ в первоначальном виде воссоздав, с Божественною красотой соединило. И мы, исповедуя наше спасение, делом и словом его изображаем.

Икона Торжества Православия

Икона Торжества Православия

Основные темы молитв, произносимых в Торжество православия — почитание икон. В них говорится, что Иисус Христос является основой почитания образов. Самая ранняя икона, дошедшая до нашего времени — Византийская икона XIV века «Торжество Православия». В центре ее изображена Богородица Одигитрия («Указывающая путь»). Слева от нее наследник престола Михаил с праведной матерью Феодорой. Справа — преподобный Мефодий и Феодор Студит, игумен Студийского монастыря.

В нижнем ряду изображены Святые — Феофан Сигрианский Исповедник, Стефан Новый, Феофилакт Исповедник, епископ Никомидийский, Феодор и Феофан Начертанные, мученица Феодосия, два неизвестных монаха. Их жизнь является подвигом и торжеством православия.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий